НЕОБХОДИМА АВТОРИЗАЦИЯ
  • Подборки
  • Контакты: Адрес: Info@kinomania.ru,

    НА КРЫЛЬЯХ НОЧИ: ИСТОРИЯ ОБРАЗА БЭТМЕНА В КИНО

    ,

    Ровно 30 лет назад, 19 июня 1992 года, в прокат вышел фильм «Бэтмен возвращается», один из лучших сиквелов в истории супергеройского кино. В специальном материале Дмитрий Соколов рассказывает о том, как менялся образ Человека-Летучей мыши на протяжении десятилетий.

    ДО БЕРТОНА: ЛУЧШИЙ ДРУГ ДЕТЕЙ

    Кадр из фильма "Бэтмен" (1966)

    Хотя первые экранизации приключений Бэтмена были сняты еще в 1940-х (и были достаточно популярны), культовый статус получил лишь полнометражный фильм 1966 года, снятый на основе одноименного телесериала. Причиной тому, правда, была отнюдь не верность первоисточнику. Бэтмен в исполнении Адама Уэста разительно отличался от привычного нам сурового и замкнутого воина-одиночки — он постоянно действовал в паре с Робином, распутывал сложнейшие цепочки преступлений с помощью «бэт-логики», а заодно учил детей пить молоко и слушаться старших.

    Вся эта кэмповость в какой-то момент превратила Бэтмена в пародию на самого себя, и к восьмидесятым годам защитнику Готэма явно потребовался ребрендинг.

    БЭТМЕН БЕРТОНА: КРЕСТОНОСЕЦ В ПЛАЩЕ

    Кадр из фильма "Бэтмен возвращается"

    Снятый в 1989-м — к пятидесятилетнему юбилею супергероя — фильм Тима Бертона не только стал кассовым хитом, но и вернул Бэтмена к историческим корням. Вместо кричаще-ярких цветов — приглушенные оттенки серого и черного, вместо мальчишки-напарника — самоуверенная и опасная Женщина-кошка в сиквеле 1992 года, а вместо аляповато-картонных декораций — мрачная эстетика немецкого экспрессионизма.

    Сам же Бэтмен в фильмах Бертона, пожалуй, впервые предстал на киноэкране как сложный персонаж, сочетающий в себе решительность и ранимость: он бесстрашно сражается с полчищами преступников, но не знает, как признаться женщине в своих чувствах. В этом смысле Бертон стал первопроходцем, предвосхитившим позднейшие экранизации, которые все больше и больше погружались в психологию Брюса Уэйна.

    БЭТМЕН ШУМАХЕРА: МИЛЛИАРДЕР, ФИЛАНТРОП, ГЕНИЙ

    Кадр из фильма "Бэтмен и Робин"

    Несмотря на то, что третья и четвертая части цикла, начатого Бертоном, были расценены многими как шаг назад в развитии образа Бэтмена, это не совсем так. Джоэл Шумахер скорее продолжил — и довел до предела — бертоновский визуальный стиль, чем перечеркнул его. Шумахер действительно не привнес в образ Бэтмена ничего нового, сместив фокус внимания с личности супергероя на динамику отношений Бэтмена и Робина (а позже и их подруги Бэтгерл).

    В этом смысле шумахеровский Бэтмен выглядит своеобразным гибридом кэмповости 1960-х и помпезности 1990-х. От шестидесятых здесь — яркие, но одномерные персонажи и общая подача сюжета (как насчет суперзлодея, замораживающего весь Готэм?), а от девяностых — роскошные экшн-сцены и костюмы.

    БЭТМЕН НОЛАНА: ТЕМНЫЙ РЫЦАРЬ ГОТЭМА

    Кадр из фильма "Темный рыцарь"

    В середине 2000-х Кристофер Нолан своей трилогией о Темном рыцаре задал новый стандарт в кинокомиксах. Если бертоновские фильмы представили публике Бэтмена как супергероя, остро переживающего свое одиночество, то нолановские вынесли этот аспект на передний план, вплетая драму в сюжет о борьбе с суперзлодеями. Так что без успеха Нолана вряд ли стали бы возможны такие фильмы как «Джокер» или сериалы вроде «Карателя».

    Однако в ретроспективе Нолан выглядит не столько революционером, сколько наследником Бертона, поскольку его трилогия последовательно развивает темы, намеченные в фильмах 1989-го и 1992-го года. Пожалуй, единственные чисто нолановские новации — это, во-первых, тщательная проработка становления Бэтмена в «Начале» и столь же детальное изображение суперзлодеев в «Темном рыцаре» и «Возрождении легенды».

    БЭТМЕН СНАЙДЕРА: УСТАЛАЯ СМЕРТЬ

    Кадр из фильма "Лига справедливости Зака Снайдера"

    В середине 2010-х, после запуска расширенной киновселенной DC, Зак Снайдер впервые в истории свел вместе двух величайших супергероев в фильме «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости». Но если у Супермена уже был до этого успешный сольный фильм, то Бэтмен появился сразу в кроссовере, что наложило серьезные ограничения на развитие персонажа. Тем не менее Брюс Уэйн в исполнении Бена Аффлека получился одним из самых ярких и глубоких героев всей франшизы — во многом за счет того, как сценарий обыгрывал его детскую травму.

    Личную харизму актера тоже не стоит сбрасывать со счетов: несмотря на то, что сборы «Бэтмена против Супермена» оказались ниже ожидаемых, отдельный фильм про Бэтмена было предложено снять именно Аффлеку. Его идея должна была крутиться вокруг схватки Бэтмена с наемным убийцей Детстроуком, а также показать стареющего и уставшего от жизни супергероя, вынужденного постоянно бороться с внутренними слабостями. К сожалению, Аффлек выбыл из проекта, который в итоге достался Мэтту Ривзу и был превращен в ребут, лишившись всех связей с бэтменианой Снайдера.

    БЭТМЕН РИВЗА: ВЕЛИЧАЙШИЙ В МИРЕ ДЕТЕКТИВ

    Кадр из фильма "Бэтмен" (2022)

    Мэтт Ривз, снявший первый сольный фильм о Бэтмене за 10 лет, в некоторых отношениях представляет собой синтез бертоновского и нолановского подходов к изображению Рыцаря Готэма. Его «Бэтмен» — многослойная криминальная драма, в которой угадывается влияние хоррора и неонуара, но стержень фильма — трагическая семейная история Брюса Уэйна в исполнении Роберта Паттинсона. При этом Ривз неплохо подчеркивает в фильме собственно детективный аспект, который в других экранизациях обычно затенялся сражениями Бэтмена с суперзлодеями и романтической линией.

    Правда, поиск серийного убийцы, равно как и разборки с готэмской мафией, хоть и составляют внешний каркас сюжета, все же скорее обрамляют попытки Уэйна понять тайны своего прошлого. Ривз в этом смысле — прилежный ученик: он не только смог углубить психологизм Бэтмена как персонажа, но и хорошо проработал социальный фон, на котором происходит действие фильма, подчеркнув классовый конфликт между супергероем и теми, кого он стремится защитить.

    ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ

    6 июня исполнилось 75 лет Роберту Инглунду — иконе хоррора и главной звезде «Кошмара на улице Вязов». По такому случаю Дмитрий Соколов ранжировал все 7 частей и спин-офф легендарной франшизы.

    Ровно 40 лет назад состоялась американская премьера фильма, сделавшего Арнольда Шварценеггера восходящей звездой и задавшего стандарт героического фэнтези на долгие годы. О ленте Джона Милиуса в нашем специальном материале рассказывает Дмитрий Соколов.

    30 апреля 2002 года состоялась премьера «Человека-паука» Сэма Рэйми. В честь 20-летнего юбилея франшизы Дмитрий Соколов вспомнил и ранжировал все сольники Спайдермена.

    КОММЕНТАРИИ

    ОТПРАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
    • I
    • B
    • Цитата
    • Спойлер
    Kinomania.ru
    Контакты: Телефон:+79167283638, Адрес: Info@kinomania.ru, Главный редактор: Горячок К.Л.