«ФРЕДДИ ПРОТИВ ДЖЕЙСОНА» (2003)
Фредди Крюгер (Роберт Инглунд) жаждет выбраться из загробного мира, однако новое поколение детей на улице Вязов уже давно не воспринимает всерьез страшилки про сгоревшего заживо маньяка. Чтобы пробраться в их сны, Фредди вытаскивает из глубин ада Джейсона Вурхиза, чтобы тот учинил на улице Вязов резню и наполнил дома страхом.
Кроссовер двух знаменитых хоррор-франшиз в Голливуде разрабатывали с конца 1980-х, но только в 2003-м проект добрался до больших экранов. Режиссер Ронни Ю к тому времени уже реанимировал еще одного маньяка из слэшеров, сняв «Невесту Чаки», так что опыт у него был. И нельзя сказать, что «Фредди против Джейсона» вышел совсем уж блеклым. Скорее перед нами типичный молодежный хоррор эпохи пост-«Крика». Картонные персонажи и обилие CGI здесь соседствуют с кровавыми убийствами и динамичным сюжетом, однако на фоне классических частей «Кошмара…» «Фредди против Джейсона» выглядит быстро забывающимся фанфиком.
«КОШМАР НА УЛИЦЕ ВЯЗОВ 2: МЕСТЬ ФРЕДДИ» (1985)
Фредди Крюгер начинает преследовать новую жертву — тинейджера Джесси Уолша, семья которого заселилась в дом главной героини первой части. Крюгер планирует переселиться в тело Джесси, чтобы получить возможность убивать за пределами мира сновидений.
Сиквел, хотя и был разгромлен критиками, собрал отличную кассу, и со временем стал культовым, причем по весьма неожиданной причине — это один из первых мейнстримных хорроров с гей-подтекстом. Эта линия была особенно заметной в отношениях между главным героем и его учителем физкультуры: сцена убийства, в которой Фредди нещадно полосовал лезвиями связанного в душевой физрука, выглядела как болезненная подростковая фантазия. Кроме того, Марк Паттон, сыгравший Джесси, как выяснилось, действительно гей. Но если отвлечься от темы ЛГБТ, то второй «Кошмар...» заметно слабее первого концептуально: не вполне ясно, зачем Фредди становиться человеком — ведь во снах его возможности убивать поистине беспредельны.
«КОШМАР НА УЛИЦЕ ВЯЗОВ 5: ДИТЯ СНА» (1989)
Элис, победившая Крюгера в прошлом фильме, готовится стать матерью, но вскоре ее друзья начинают умирать один за другим, и девушка понимает, что опасность грозит и ее ребенку. Фредди использует сны еще не рожденного сына Элис, чтобы свести счеты с ней самой.
Первый голливудский проект австралийца Стивена Хопкинса получился ярким, но зачастую бессвязным слэшером. В центре сюжета оказались детско-родительские отношения, что придавало истории фрейдистский оттенок (взять хотя бы сцену, в которой мать Крюгера буквально впихивает его обратно в утробу), но сценарий затрагивал слишком много тем, чтобы как-то эффектно использовать этот потенциал. Зато сцены смертей получились на редкость креативными — например, слияние тела одного из героев с мотоциклом прямо во время поездки или драка фаната комиксов с Супер-Фредди. Тем не менее визуальное изящество пятой части не особенно впечатлило зрителей: фильм стал одним из худших по кассовым показателям во всей франшизе.
«КОМШАР НА УЛИЦЕ ВЯЗОВ 3: ВОИНЫ СНА» (1987)
Родители помещают Кристен Паркер в клинику, где работает Нэнси Томпсон, главная героиня первой части. У Кристен, как и у других пациентов, одна и та же проблема: стоит им заснуть, как за ними начинает охотиться Фредди Крюгер. Но благодаря Нэнси подростки осознают, что каждый из них в мире сновидений обладает сверхспособностями, и, объединившись, «воины сна» могут остановить маньяка.
Уэс Крэйвен, разочарованный сиквелом своего «Кошмара на улице Вязов», в третьей части решил снова взять дело в свои руки, став соавтором сценария (вместе с Фрэнком Дарабонтом). В итоге триквел неплохо выступил в прокате и собрал теплые отзывы критиков. Режиссер Чак Расселл умело соединил мрачную атмосферу с черным юмором: именно с третьей части Крюгер становится главной звездой франшизы, сопровождая убийства хлесткими ванлайнами.
«КОШМАР НА УЛИЦЕ ВЯЗОВ 6: ФРЕДДИ МЕРТВ» (1991)
Трое трудных подростков собираются бежать из шелтера, спрятавшись в минивэне одной из сотрудниц. Но их план раскрывается, когда машина ломается неподалеку от Спрингвуда, городка с той самой улицей Вязов. С этого момента герои попадают во владения Фредди Крюгера, превратившего городок в один большой кошмар.
По настроению фильм, снятый Рейчел Талалей, намного больше напоминает сюрреалистическую черную комедию, нежели хоррор. Как и пятая часть, шестая была построена вокруг семейной истории, однако на этот раз в центре сюжета — семья самого Крюгера, а также история его превращения в монстра. При этом убийства оформлены в комедийном — и даже пародийном — ключе: Фредди забрасывает своих жертв в видеоигру, взрывает барабанные перепонки скрежетом когтей по грифельной доске и то и дело ломает стену между реальным и воображаемым мирами.
«КОШМАР НА УЛИЦЕ ВЯЗОВ 4: ПОВЕЛИТЕЛЬ СНА» (1988)
После победы над Крюгером главные герои третьей части возвращаются к нормальной жизни, но Кристен вновь начинают сниться кошмары, и она убеждена, что маньяк с улицы Вязов все еще рядом. Вскоре ее друзья начинают умирать во сне, и Кристен рассказывает легенду о Фредди Крюгере своей подруге Элис, которой теперь предстоит перенять эстафету в борьбе со злом.
Снятая на излете золотого века слэшеров, четвертая часть — образцовый молодежный ужастик восьмидесятых. Ренни Харлин лихо соединил едва ли не все тогдашние жанровые тренды воедино, создав динамичный, полный ярких смертей экшн-хоррор: здесь есть и кунг-фу, и любовная линия, и сильная главная героиня. Фредди окончательно стал душой и сердцем франшизы, а сны превратились в мизансцены, заполненные ожившими страхами подростков — от внезапного приступа астмы до гигантских тараканов. О популярности Фредди говорит и то, что в том же 1988 году на ТВ вышел сериал-антология «Кошмары Фредди».
«КОШМАР НА УЛИЦЕ ВЯЗОВ 7» (1994)
Хизер Лангенкамп — актриса, игравшая главную героиню первого «Кошмара на улице Вязов» — обнаруживает, что ее сын Дилан страдает от кошмаров, в которых появляется Фредди Крюгер. Хотя все вокруг пытаются убедить Хизер, что все дело в расстройстве психики, она вскоре убеждается в том, что знаменитый убийца из слэшеров — на самом деле древняя демоническая сущность, которая обрела форму благодаря кинематографу.
Крэйвен, вновь занявший режиссерское кресло, впервые опробовал подход, позже ставший основой для «Крика»: маньяк использует хоррор-культуру, стирая грань между искусством и жизнью. Кроме того, режиссер элегантно отменил все прошлые части франшизы, поместив действие в Голливуд. В стилистическом плане седьмой «Кошмар» опирается на классический образ Фредди Крюгера, лишенный черного юмора. Здесь мало убийств, зато много саспенса, а также постмодернистской иронии — фирменной черты грядущей эпохи ремейков.
«КОШМАР НА УЛИЦЕ ВЯЗОВ» (1984)
Компанию подростков с улицы Вязов преследуют одинаковые кошмары, в которых фигурирует человек, вооруженный перчаткой с лезвиями на пальцах. После того как одна из девушек гибнет жуткой смертью, ее подруга Нэнси Томпсон узнает жуткую тайну, которую хранят все родители на улице: когда-то давно они заживо сожгли убийцу детей Фредди Крюгера. Но Крюгер стал призраком, проникающим в сны тинейджеров, и теперь он убивает их одного за другим.
Первый фильм вышел в разгар лихорадки слэшеров, но, в отличие от многих фильмов того времени, он предлагал одну действительно яркую идею — маньяк действовал в пространстве сновидений, что давало огромный простор для фантазии. Хотя в полной мере этот концепт использовали только в сиквелах, уже в первой части Крэйвен отлично продемонстрировал его возможности, постоянно обыгрывая опасность сна и невозможность вечно оставаться бодрствующим. Кроме того, сложно представить успех «Кошмара на улице Вязов» без Роберта Инглунда, харизма которого вскоре стала одной из важнейших движущих сил всей франшизы.