«ЧЕЛОВЕК-ПАУК: ВДАЛИ ОТ ДОМА» (2019)
Питер Паркер вместе с классом отправляется в путешествие по Европе. Во время остановки в Венеции, когда его друзей атакует гигантский монстр-элементаль, Питеру приходится вспомнить о своих супергеройских обязанностях — правда, на этот раз ему помогает гениальный изобретатель Квентин Бек, забирая себе все лавры победителя. Вскоре Питер догадается, что Бек не тот, за кого себя выдает.
Вторая часть новой трилогии получилась самой блеклой, особенно по сравнению с первым и третьим фильмами. Хотя в распоряжении создателей были отличные актеры (от ветерана КВМ Сэмюэла Л. Джексона до Тома Холланда и Джейка Джилленхола) и неплохо выстроенный сюжет, режиссер Джон Уоттс по минимуму использовал предоставленные сценарием возможности. Экшн-сцены сделаны без фантазии, шутки не запоминаются, а между Паркером и Эм Джей не чувствуется химии. Больше всего, впрочем, обидно за Мистерио — мастер иллюзий и манипулятор предстает прямолинейным злодеем, движимым банальным чувством мести.
«ЧЕЛОВЕК-ПАУК: НЕТ ПУТИ ДОМОЙ» (2021)
После того как Мистерио раскрыл человечеству личность Человека-паука, жизнь Питера превратилась в сущий кошмар. Устав от нежданной славы, Паркер просит Доктора Стрэнджа наложить на мир заклинание забвения, но сам невольно нарушает ход ритуала, и теперь злодеи из параллельных вселенных, объединившись, идут по следу Человека-паука.
Финал трилогии вышел столь же масштабным, сколь и нелепым. Да, идея связать воедино три отдельных франшизы про Человека-паука здесь работает хорошо, обеспечивая фансервис. Но почти все остальное в триквеле сделано будто на автопилоте. Команда суперзлодеев выглядит серой массой, из которой выделяются только Зеленый Гоблин и Доктор Осьминог. Почти все экшн-сцены поставлены шаблонно. И даже смерть одного из самых важных для Паркера персонажей выглядит не отсылкой к главному девизу франшизы («С большой силой приходит большая ответственность»), а плохой пародией на него.
«НОВЫЙ ЧЕЛОВЕК-ПАУК» (2012)
Тинейджер Питер Паркер пробирается в лабораторию корпорации Oscorp, чтобы выяснить правду о своем отце-ученом, и получает укус от генетически модифицированного паука. Вскоре Паркер обнаруживает, что обладает сверхспособностями, и становится борцом с преступностью. Его главным противником становится бывший наставник доктор Курт Коннорс, превративший себя в гигантскую человекоподобную рептилию — Ящера.
Первый перезапуск франшизы в ретроспективе выглядит почти революционно. Во-первых, режиссер Марк Уэбб отошел от яркого визуального стиля прошлой трилогии, опираясь на популярный в 2010-е тренд на мрачность. Во-вторых, Паркер здесь предстает уязвимым тинейджером-аутсайдером — этот образ будет использован и в следующей трилогии. К сожалению, действительно зрелищных сцен тут немного, а основное время уделено истории становления героя.
«ЧЕЛОВЕК-ПАУК» (2002)
Во время школьной экскурсии по одной из лабораторий при Колумбийском университете Питера Паркера кусает паук-мутант. Укус постепенно придает Паркеру все больше сверхспособностей, и после того как его дядя Бен гибнет в схватке с уличным грабителем, Питер решает использовать свои таланты для борьбы с преступностью. Его первым серьезным противником станет Зеленый Гоблин — злобное альтер-эго миллиардера Нормана Осборна.
Первый фильм первой трилогии о Человеке-пауке стал сенсацией, обозначив путь, по которому пройдут едва ли не все кинокомиксы 2000-х. До того проекту экранизации фатально не везло: первые планы снять фильм о Спайдермене появились еще в 1980-е, но до полноценной реализации дело дошло только в начале 2000-х, когда режиссером стал Сэм Рэйми, известный в основном по работам в жанре хоррора. Рэйми привнес визуальный стиль, напоминающий о комиксах Серебряного века, и снял летний блокбастер нового типа, ставший примером для гигантских франшиз.
«НОВЫЙ ЧЕЛОВЕК-ПАУК: ВЫСОКОЕ НАПРЯЖЕНИЕ» (2014)
Питер Паркер продолжает бороться со злом, параллельно решая проблемы на личном фронте. На этот раз их две: во-первых, ему приходится держаться подальше от Гвен Стейси, выполняя обещание, данное ее отцу, а во-вторых, его друг Гарри Осборн находится на грани смерти из-за наследственного заболевания, и лишь кровь Человека-Паука может его спасти. Но о личных делах Питеру приходится на время забыть, когда в городе появляется суперзлодей Электро.
Как в финансовом плане, так и в смысле отзывов критики, сиквел ребута оказался самым неудачным эпизодом в истории экранизаций Спайдермена. Отчасти такую реакцию можно понять: сценарий будто собран из разнородных кусков, из-за чего сюжет не может найти точку опоры. В то же время у Джейми Фокса получился отличный образ обезумевшего инженера Макса Диллона, а отношения Паркера и Стэйси прописаны лучше, чем в первой части.
«ЧЕЛОВЕК-ПАУК: ВОЗВРАЩЕНИЕ ДОМОЙ» (2017)
Питер Паркер — ученик в Мидтаунской школе науки и технологий, а также Человек-паук, борец с преступностью Нью-Йорка. Он разрывается между обычной жизнью и желанием стать частью команды Мстителей, хотя Тони Старк намекает ему, что парень еще не готов к серьезной работе. Вскоре у Паркера появляется шанс доказать обратное, когда на его пути встает суперзлодей Стервятник.
Первая часть обновленной трилогии примечательна тем, насколько удачно режиссер Джон Уоттс обыгрывает тему двойной идентичности главного героя. По стилю его фильм местами выглядит как оммаж трилогии Рэйми, но по настроению «Возвращение домой» больше напоминает молодежные комедии Джона Хьюза. Фильм, кроме того, полноценно вписал Человека-паука в киновселенную Marvel, где герой раньше появлялся эпизодически.
«ЧЕЛОВЕК-ПАУК 3: ВРАГ В ОТРАЖЕНИИ» (2007)
После того как Питер Паркер вступает в контакт с таинственным веществом, попавшим на Землю в метеорите, он получает новые сверхспособности, но его характер меняется не в лучшую сторону, и отношениям с Мэри Джейн приходит конец. Пока Паркер исследует свои новые возможности, новые суперзлодеи — сын Зеленого Гоблина и Песочный человек — угрожают спокойствию жителей Нью-Йорка.
Заключительная часть трилогии Рэйми получилась масштабной и динамичной, не в последнюю очередь из-за интриги вокруг личных проблем Паркера. Но и по части плохих парней создатели фильма не подкачали: особенно эффектным получилось появление Песочного человека. Финальная битва Человека-паука и трех суперзлодеев — одна из лучших сцен во всей франшизе.
«ЧЕЛОВЕК-ПАУК 2» (2004)
Питер Паркер обнаруживает, что его карьере супергероя мешает психологический кризис: паутина не выстреливает, за стены и потолки цепляться не выходит. И как раз в это непростое время появляется новый злодей — безумный ученый Отто Октавиус по прозвищу «Доктор Осьминог».
Во второй части трилогии Рэйми в идеальной пропорции сошлись актерские таланты (Альфред Молина блистает в трагической роли интеллигентного злодея поневоле) и зрелищность (вспомнить хотя бы сцену с поездом, едва не размазавшим Паучка), придавая блокбастеру неожиданную драматическую глубину. Сиквел получил «Оскара» за лучшие визуальные эффекты и окончательно закрепил стилистические рамки для кинокомиксов новой эпохи, намеченные в первом фильме.
«ЧЕЛОВЕК-ПАУК: ЧЕРЕЗ ВСЕЛЕННЫЕ» (2018)
Майлз Моралес, тинейджер из Нью-Йорка, становится свидетелем схватки Человека-паука и злодея Кингпина. После того как Человек-паук гибнет в бою, Майлз знакомится с несколькими версиями Спайдермена из параллельных измерений. Вместе им предстоит остановить Кингпина и его команду суперзлодеев.
Полнометражный мультфильм про Человека-паука собрал внушительный урожай призов («Оскар», «Золотой глобус» и BAFTA за лучший анимационный фильм) и лестные отзывы критиков. Создателям удалось реализовать амбициозную идею объединения нескольких — очень разных — Спайдерменов в одном фильме и использовать потенциал этого сюжета по максимуму. Здесь есть не только головокружительные прыжки и погони, но и юмор, а также традиционная для франшизы линия с семейными ценностями, лишенная при этом раздражающей назидательности.