Сара (Карен Гиллан) ведет обычную, пусть и не слишком счастливую жизнь, пока не узнает, что неизлечимо больна. Желая смягчить горечь скорой утраты для близких, девушка решает пройти через процедуру «замены»: клонировать себя, чтобы биологический двойник Сары продолжал жить после ее смерти. Проблемы начинаются в тот момент, когда Сара внезапно выздоравливает, но ее клон отказывается быть списанным в утиль — в таких случаях закон разрешает дуэль между оригиналом и копией, чтобы по итогу схватки остался кто-то один. И теперь Саре, никогда не державшей в руках оружия, придется интенсивно готовиться к сражению за то, чтобы оставаться собой.
Из фильма с сюжетом про столкновение клонов и оригиналов легко можно было бы сделать экшн-фантастику в духе «Острова» Майкла Бэя или (учитывая бюджетные ограничения) «Репликанта» с Жан-Клодом Ван Даммом. «Клон», однако, выстроен совершенно иначе: это драма с элементами триллера, по тональности больше напоминающая «Не отпускай меня» или поздние фильмы Дэвида Кроненберга. Правда, здесь нет и намека на боди-хоррор, зато есть развернутый социальный комментарий, посвященный в первую очередь проблемам идентичности в мире, где личность — правовой конструкт, который можно передать по наследству своей собственной копии.
И надо сказать, что режиссер и сценарист Райли Стернс на удивление правдоподобно изображает не только юридические детали общества, допустившего клонирование как способ продления жизни, но и психологические переживания человека, которому предстоит сражаться не на жизнь, а на смерть против своего двойника. Причем снято все это без намека на иронию, но, как ни странно, такая серьезность скорее помогает, чем мешает восприятию. Сценарий касается — пусть зачастую вскользь — многих деликатных вопросов, которые неизбежно возникали бы при встрече с другой версией себя. Особенно любопытно, насколько изящно Стернс разыгрывает ход с тем, что человека делает личностью не только сознание, но и совокупность мелочей — и поэтому в семьях, прошедших через «замену», неизбежны серьезные конфликты.
За счет этого постоянного внимания к дихотомии «оригинала» и «двойника» в фильме поддерживается динамика, хотя каких-то значимых событий происходит немного. В значительной степени интерес обеспечивает и отличная игра Карен Гиллан, которая очень достоверно изображает двух разных людей — хотя основное время уделено все же «оригинальной» Саре. К сожалению, финал оказывается несколько смазанным, хотя и по-своему логичным. «Клон» — фильм, приглашающий к размышлению, а не предлагающий готовые ответы на сложные вопросы. И, безусловно, это один из самых реалистичных подходов к изображению проблемы клонирования с точки зрения человеческой психологии.