В далеком будущем человечеством, расселившимся по множеству планет, управляют Великие Дома, над которыми возвышается Император. Но вся огромная и сложная система межзвездных перелетов зависит от специи — вещества, которое можно найти лишь на одной планете: пустынном Арракисе. Долгие годы Арракисом управлял алчный Дом Харконненов, однако теперь Император передает контроль над планетой Дому Атрейдесов, который намерен не только поддерживать нужный уровень добычи специи, но и достичь перемирия с фрименами — местными жителями Арракиса, враждебно настроенными по отношению к любым чужакам. Но задача эта, конечно же, окажется намного сложнее, чем казалось.
«Дюна» — очередная попытка перенести на экран одноименный роман Фрэнка Герберта, вышедший в 1960-х и немедленно ставший классикой научной фантастики. Хотя экранизировать историю про Арракис пытался чилийский визионер Алехандро Ходоровски еще в 1970-х, его проект до реализации не дошел, а версия Дэвида Линча, снятая в 1984-м, с грохотом провалилась в прокате, хоть и приобрела культовый статус. Дело в том, что роман Герберта не только огромное по объемам, но и многослойное произведение, в котором экология, философия и религия переплетаются с аллюзиями на исторические события и политическими комментариями. И главная победа Дени Вильнёва как постановщика — в том, что ему удалось сохранить хотя бы общие очертания столь сложного комплекса тем в одном фильме.
В основе своей его «Дюна» — история становления героя, рассказывающая о превращении молодого и неопытного Пола Атрейдеса в могущественного и харизматичного лидера. При этом Вильнёв умело связывает семейные коллизии и политические интриги, не забывая подробно показывать мир, в котором происходит действие. Столь подробно проработанной вселенной в фантастике мы не видели, пожалуй, со времен «Аватара»: на фоне монументальной «Дюны» недавние эпизоды «Звездных войн» выглядят ярким, но нелепым фанфиком. Оператор Грег Фрейзер («Звездные войны: Изгой-Один», «Лев») умело демонстрирует эффект масштаба, показывая колоссальные постройки, межзвездные корабли и гигантских червей, на фоне которых люди кажутся еле заметными песчинками. Величественные инопланетные пейзажи дополняет музыка Ханса Циммера (ради «Дюны» он отказался от работы над «Доводом»), привыкшего к работе над проектами эпических масштабов. Об актерской игре и говорить не стоит: весь основной состав демонстрирует привычное мастерство; особо отметить хочется даже не Тимоти Шаламе, а Оскара Айзека в роли его отца, герцога Атрейдеса, и Ребекку Фергюсон в роли наложницы Леди Джессики, которая поначалу держится в тени, но к финалу оказывается едва ли не главной героиней.
При этом, дословной адаптации фанатам книги ждать не стоит. Вильнёв сохраняет лишь центральный сюжет романа, отсекая или сокращая многие второстепенные, хоть и значимые во вселенной «Дюны» линии. Зрителям, не знакомым с книгой, фильм может сначала показаться перегруженным деталями, но сценарий довольно четко обрисовывает расстановку сил в первые полчаса, чтобы затем расставить все фигуры на доске и приготовиться к кульминационной битве. Кое-что из авторских решений может вызвать недоумение (вроде смены пола у одного из важных персонажей), но, как ни странно, при хронометраже длиной два с половиной часа в «Дюне» практически нет лишних сцен. Тем не менее ближе к концу Вильнёв сбивается с темпа, и может возникать ощущение затянутости. Впрочем, сценарий вовремя переключается между персонажами, так что эти потери в ритме повествования не фатальны для восприятия.
«Дюна» при всем ее межпланетном размахе — на удивление цельный фильм, в котором масштабный экшн органично сочетается с семейной драмой и ненавязчивым, но отчетливым социальным комментарием. И это то зрелище, которое стоит видеть на большом экране.
Потом чуть пожиже. Мне почему-то не зашел кастинг на Джессику. Играет на 5 вопрос нет, но я представлял любимую наложницу герцога поярче что ли. Музыка Циммера (особенно пустыня, фримены) у меня в голове перекликалась навязчиво с саундтреком Трои. Ну и захват и битву захватчиков с Атрейдисами хотель бы по эпичнее. Так придирки, конечно. А в целом отличный фильм получился! Лучшее что смотрел в этом году! Респект!
У фильма нет души - ты не сопереживаешь героям, за харвестер не страшно, что его через мгновение сожрут. Режиссёр не объясняет и половины того, что происходит на экране. Очередное жевание каши от Вильнёва, к концу которой забудешь с чего все начиналось;)
К постановке тоже есть немало вопросов. Динамики у фильма никакой, насыщенности событиями никакой, паузы секунд по 10 в диалогах, слоумо бесконечное. Зачем эта затянутость, для кого фильм снимали - для слоупоков? Что это за нелепые попытки в ахтерскую ихру крупным планом? Ну какая может быть ахтерская ихра у того же Джейсона Момоа? Много лишних кадров, к примеру, в момент взлета стреколета Пол щелкает какими-то тумблерами на потолке кабины. И это сняли отдельным кадром! Руку с тумблерами! Сам стреколет на одном из крупных планов уж очень четко виден маленькой игрушкой на столе. Что это за чушь за 116 лямов? К касту тоже много вопросов. Больше всего удивляет, как могли культового Макса фон Сюдова переделать в чернокожую бабу, а сногсшибательную Шон Янг в замухрыху Зендею. Ребекка ну никак не тянет на леди Джессику, хотя не шибко известная Франческа Аннис когда-то вписалась идеально.
Но больше всего бесят восторженные сопли кинокритиков и прочих колхозных псевдо-эстетов, в рецензиях которых ничего конкретного, одна "вода" (с).
Немного радует ситуация со сборами. Они у "Дюны" не то, чтобы плохи, а скорее ужасны (с). За 5 недель не отбили даже производственный бюджет. Может быть, после очередного провала, киноделы наконец прекратят насиловать бессмертное шедевральное произведение, а зрители убедятся, что "Дюну" нужно только читать.
Этот фильм не рассказывает ни о чём! ни о каком становлении!, в нем нет никакого "центрального сюжета романа"! Я, лично, просто в недоумении что такой ещё Вильнёв "отсёк"!? Если он что-то "поотсекал", значит что-то осталось! ЧТО?! Нудятина и тягомотина несусветная - за один раз не посмотреть! Смотрели вечером, с женой, недосмотрели, выключили этот блокбастер, легли спать, сразу не заснули - полчаса смеялись над фильмом пока заснули. На следующий день долго собирались, настраивались - НУЖНО досмотреть! - такая ожидаемая премьера! - досмотрели... - лучше бы не собирались и не настраивались! Я, металлист и 30-летним стажем, моё любимое направление Симфонический-блэк-мэталл, но для меня было настоящим испытанием весь фильм слушать эту тошнотворную, зловонную "музыку" великого Цимермана или как там его... . Всё бессмысленно, нелогично, бессвязно, серо, уныло, НЕинтересно, НЕувлекательно. Полный бред! - большое спасибо режиссёру, великому Вильнёву! Видимо со здоровьем у режиссёра хуже некуда, что со психикой, что с наркотической зависимостью! Парочка таких фильмов и поймёшь что чувствуют наркоманы в своей горячке... На весь фильм ни одного телевизора, ни одного автомата - мы угарали, что элитное подразделение БЕГУТ в драку с палками! )) - прямо как футбольные фанаты!!!))) Ни одной банки краски, только глаза у дикарей синие - всё остальное серое! Ну всё-всё в таком стиле весь фильм. Думал, что после "Ведьмака" меня уже ничто не вдохновит писать подобные комментарии, но тут случай особый...