НЕОБХОДИМА АВТОРИЗАЦИЯ
  • Рецензии
  • Контакты: Адрес: Info@kinomania.ru,

    Рецензия на фильм «Легенда о Зелёном рыцаре»

    ,

    В прокат вышла вольная кинематографическая интерпретация средневековой поэмы о сэре Гавейне и Зеленом Рыцаре. Впечатлениями делится Кирилл Горячок.

    Король Артур и рыцари Круглого стола собираются в Камелоте, чтобы отпраздновать Новый год. Но в разгар пира в зал врывается на черном коне мрачный Зеленый Рыцарь. Он предлагает воинам сыграть в игру: тот, кто осмелится сразиться с ним и сможет нанести удар, получит от него в дар легендарную секиру. Правда, через год смельчак должен прийти в старую часовню, сложить оружие и принять ответный удар от Зеленого рыцаря. Добровольцем вызывается сэр Гавейн (Дев Патель) — неуверенный в себе юноша, жаждущий стать героем. Отрубив Зеленому рыцарю голову, он обретает славу и почет. Но вот проходит год, и пора отправляться в путь, чтобы отплатить должок.

    Легенды о рыцарях Круглого стола экранизировались в самых разнообразных формах и жанрах: это и минималистический, предельно условный «Персиваль де Галуа» Эрика Ромера, и классический эпик Джона Бурмена «Экскалибур». Но за последние годы каких-либо знаковых и интересных интерпретаций артурианы на экраны не выходило. Можно вспомнить только картину Гая Ричи «Меч короля Артура», в которой режиссер иллюстрирует древние легенды в присущем для себя задиристом стиле. Но по степени переосмысления и амбициозности его не поставить рядом с новым фильмом Дэвида ЛоуриИстория призрака») и его адаптацией легенды «Сэр Гавейн и Зеленый Рыцарь». Образцовый рыцарский роман о становлении героя превратился в «Легенде о Зеленом Рыцаре» в притчу о встрече человека с природой, в том числе со своей собственной.

    Кадр из фильма

    Камелот изображен в фильме местечком мрачным и упадническим. Все здесь пронизано гниением, медленным разложением. И во главе замка стоит дряхлый старик Артур, которому не то что двигаться, но и говорить тяжело. Да и великие рыцари Круглого стола выглядят бородатыми пьяницами, чьи славные дни давно прошли. В этом старческом мире неуютно себя ощущает молодой Гавейн. Он проматывает дни в публичных домах и мечтает стать рыцарем. Но подвигов никаких он не совершил, да и не знает, как за них взяться: «Мне нечего рассказать о себе, мой король», — говорит он своему дяде Артуру. На дуэль с Зеленым Рыцарем Гавейн выходит по одной причине — доказать всем, что он чего-то стоит, что он храбр и мужественен. Он уверен, что мужчина на свете живет только ради славы. И он эту славу получает, но всего лишь на год — теперь нужно возвращать долги, а из путешествия в гости к Зеленому Рыцарю он вряд ли вернется с головой на плечах.

    Визуально «Легенда о Зеленом Рыцаре» тяготеет к графическому роману. Камера двигается неспешно, действие стремится к статике, но мизансцена при этом поражает буйством красок и символов. В картинку хочется всматриваться, разглядывать и изучать. Режиссер Лоури не старается объяснять каждую сцену, наоборот, все самое главное он рассказывает через киноязык. И посреди здешней декадентской красоты шагает на верную смерть сэр Гавейн — это лучшая роль Дева Пателя, показывающая скептикам его особую киногеничность на экране.

    Кадр из фильма

    За красотой и иносказательностью «Легенды о Зеленом Рыцаре» нетрудно разглядеть актуальный лейтмотив об отношениях человека и природы, которая олицетворена в облике Зеленого Рыцаря, похожего на толкиновского энта. Природа вручает свою силу человеку, и тот хищнически распоряжается ею, тщеславно берет над ней верх. Но в конце концов его ждет расплата, природа однажды ответит ему тем же. Однако это только первый смысловой слой «Легенды о Зеленом Рыцаре». Ее можно прочесть и как историю о смелости и нравственности, ведь сэр Гавейн показан в фильме вовсе не бравым и непобедимым рыцарем, трудно сказать даже, есть ли у него в груди доброе сердце. Его одолевают сомнения и страх, синдром самозванца. Что если не ходить к Зеленому Рыцарю и остаться в живых, сказать всем, что он одержал верх, стать почетным наследником трона и однажды возглавить государство? Или же бесславно сложить голову, но исполнить свой долг, защитить свою честь? Эти вопросы в современном кино ставятся редко, «Легенда о Зеленом Рыцаре» интересна как раз тем, что заставляет подумать, как бы поступил каждый из нас в ситуации Гавейна.

    И притча, и мрачное фэнтези, и рыцарский роман — у режиссера Дэвида Лоури получился один из самых оригинальных, чарующих и глубоких фильмов этого года. «Легенда о Зеленом Рыцаре» захватывает визуально и погружает в сумрачный мир безгеройного времени, которое страшно напоминает наше настоящее.

    ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ

    В прокат вышел мюзикл Леоса Каракса, получивший на Каннском фестивале приз за лучшую режиссуру. О скрытых смыслах картины рассказывает Кирилл Горячок.

    В прокате идет «Отряд самоубийц: миссия навылет» — новая глава в киновселенной DC и самый хулиганский кинокомикс последних лет. О том, как Джеймс Ганн возвращает зрителям веру в суперзлодеев с добрым сердцем, рассказывает Дмитрий Соколов.

    В российский прокат вышел новый триллер М. Найта Шьямалана (с необычным, как водится, сюжетом). Кирилл Горячок констатирует: режиссер — в своей лучшей форме.

    другие Рецензии

    Состоялся цифровой релиз второй части «Дюны», вызвавшей восторг как у критиков, так и у зрителей. Об одном из самых громких и кассовых фильмов года рассказывает Дмитрий Соколов.

    В прокат выходит драма о вымышленном споре отца психоанализа и создателя «Хроник Нарнии». О новой работе режиссера фильма «Человек, который познал бесконечность», рассказывает Кирилл Горячок.

    На платформе Amazon Prime Video вышел первый сезон сериала, основанного на хитовой серии видеоигр Fallout. Дмитрий Соколов выяснил, каким получился сай-фай о жизни в Америке после ядерного апокалипсиса.

    КОММЕНТАРИИ

    ОТПРАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
    • I
    • B
    • Цитата
    • Спойлер
    Kinomania.ru
    Контакты: Телефон:+79167283638, Адрес: Info@kinomania.ru, Главный редактор: Горячок К.Л.