«Нуреев. Белый ворон» (2018)
Режиссер и актер Рэйф Файнс давно погружен в русскую культуру, что и попытался продемонстрировать в фильме с помощью русской речи и образа наставника Рудольфа Нуреева, артиста балета Александра Пушкина. К тому же создатели задались целью не просто выбрать талантливого исполнителя заглавной роли, а задейтствовать именно русского танцовщика, который был бы похож на Нуреева. Им стал Олег Ивенко, премьер казанского балета. Примечательно, что в фильме вообще довольно много российских знаменитостей (актеры Чулпан Хаматова и Андрей Ургант, артист балета Сергей Полунин и др.), придающих достоверность событиям на экране.
«Первая позиция» (2011)
В списке лучших фильмов про танцы найдется место и документальной ленте, в которой шесть талантливых танцоров в возрасте от 9 до 19 лет, приехавших в США с разных континентов, готовятся к одному из самых престижных балетных конкурсов в мире — Гран-при молодой Америки. Победители получат ценные призы, контракты с элитными танцевальными труппами или стипендии в лучших балетных школах.
Первое место в столь важном состязании может изменить жизнь юных дарований в одночасье. Целеустремленные дети уже вошли в число 300 финалистов, выбранных из 1500 конкурсантов со всего мира. Фильм отслеживает их изнурительные ежедневные тренировки, неудачи и надежды.
«Черный лебедь» (2010)
Даррен Аронофски вынашивал идею фильма еще с 2000 года — именно тогда ролью балерины и заинтересовалась Натали Портман. «Я искала роли более взрослых героинь, чтобы не погрязнуть в череде милых женских образов», — рассказывала актриса. Портман также предложила на роль Лили свою подругу Милу Кунис.
Чтобы достоверно воплотить образы балерин, Портман и Кунис полгода тренировались. Но несмотря на то, что актрисы похудели и овладели азами мастерства, на общих планах их все же подменяли профессиональные танцовщицы.
«Бурлеск» (2010)
Сценарий музыкального фильма разрабатывался специально для кинодебюта Кристины Агилеры, а за остальные роли велась настоящая звездная борьба. В роли Джека, сыгранной Кэмом Жиганде, могли блеснуть звезды «Сумерек» Роберт Паттинсон и Тейлор Лотнер, а на роль танцовщицы Никки, доставшуюся в итоге Кристен Белл, претендовала Линдси Лохан.
Шер, сыгравшая хозяйку клуба «Бурлеск» Тесс, сама занималась разработкой нарядов для своей героини. Какие-то из них были ее личными вещами, а другие помогал разрабатывать старый приятель певицы и актрисы — дизайнер Боб Маки.
«Братство танца» (2007)
Фильм рассказывает о противостоянии команд по степу, принадлежащих разным студенческим братствам. Но хотя университет, в котором происходит действие, создатели придумали сами, в картине была без спроса задействована символика реально существующего студенческого братства. Его члены объявили фильму бойкот и отозвали его лишь после того, как все сцены, где фигурировала их символика, были вырезаны.
«Держи ритм» (2006)
В основу картины легла биография знаменитого американского танцора Пьера Дюлейна, разработавшего особый метод обучения бальным танцам. Танцклассы Дюлейна и его подход к занятиям помогли множеству молодых людей.
Но когда Антонио Бандерасу предложили сыграть главную роль в байопике, тот отказался, даже не удосужившись прочитать сценарий. Он был уверен, что в фильме о танцах будет полностью отсутствовать сюжет, пока продюсеры с большим трудом не убедили его получше изучить биографию Дюлейна.
«Шаг вперед» (2006)
Ченнинг Татум, не являвшийся профессиональным танцором (правда, прежде чем стать актером, он какое-то время работал стриптизером), переживал, что в этой картине ему придется работать вместе с людьми, посвятившими жизнь этому искусству. Но именно на съемках этого фильма Татум познакомился со своей будущей супругой Дженной Дуан. Экранный роман их героев перерос в настоящие чувства. После окончания съемок пара начала встречаться, а в 2009 году актеры поженились и прожили в браке до 2019 года.
«Танцы улиц» (2004)
На подготовку вступительной сцены у танцоров ушло около двух недель. При этом все танцевальные поединки вызывали у актерского состава столько эмоций, что превращались в захватывающую импровизацию. Даже после команды «Снято!» звезда фильма Омарион и его оппонент Коламбус Шорт никак не могли выйти из образа и продолжали двигаться уже вне заученной хореографии. В итоге эти кадры также включили в фильм.
«Грязные танцы» (1987)
Основой сюжета послужила история из жизни сценаристки и продюсера картины — Элинор Бергстин. Будучи младшей дочерью нью-йорского врача, она проводила лето вместе с родными в одном из пансионатов в горах Катскилл, и там принимала участие в конкурсе по таким же «грязным танцам», показанным в фильме. Сама Элинор и послужила прототипом юной Бэби, а ее партнер, которого сыграл Патрик Суэйзи, был «срисован» с учителя танцев из того же пансионата.
«Зимний вечер в Гаграх» (1985)
Прототипом героя фильма Алексея Ивановича Беглова, мастера чечетки и позабытого кумира 1950-х, послужил репетитор по степу Алексей Быстров, умерший во время съемочного процесса. Хоть его судьба по большей части была реконструирована и додумана Кареном Шахназаровым и Александром Бородянским, после съемок режиссер столкнулся с поразительным совпадением: ему позвонила дочка Беглова, не подозревавшая, что ее отец работал над постановкой танцев в картине, и поделилась впечатлением, что в фильме будто бы рассказана история ее отца.
«Лихорадка субботним вечером» (1977)
Чтобы прийти в хорошую форму для съемок в этом мюзикле, который впоследствии стал культовым, Джону Траволте пришлось ежедневно пробегать по две мили и танцевать по три часа. В итоге актер похудел на 9 кг. Эпизод, в котором звучала песня «You Should Be Dancing», потребовал от Траволты особенно много сил, но он так упорно работал, что пригрозил уйти со съемок в ответ на предложение заменить общие планы крупными.
«Красные башмачки» (1948)
В 1948 году режиссерский тандем Майкла Пауэлла и Эмерика Прессбургера выпустил свой самый известный фильм, где балет по сказке Андерсена переплетался с историей членов балетной труппы.
Фильм о трагедии потерявшей себя балерины британская публика оценила лишь спустя годы, но картина помогла Мойре Ширер найти семейное счастье. Ее будущий супруг-журналист утверждал, что увидев балерину на экране, без памяти в нее влюбился. В 1950 году они поженились.