«Вий» (1967)
Константин Ершов, Георгий Кропачев и Александр Птушко были не первыми, кто перенес на экран повесть Николая Васильевича Гоголя. До них к материалу подступались Василий Гончаров (в утерянном фильме 1909 года), Владислав Старевич (в 1916 году, эта картина, увы, тоже не сохранилась до наших дней) и Марио Бава (в очень вольной фантазии на тему «Вия» «Маска сатаны» в 1960-м). Однако именно экранизация 1967 года до сих пор считается канонической. Передовые для своего времени спецэффекты, фантастическая экранная химия между исполнителями главных ролей Леонидом Куравлевым и Натальей Варлей и атмосфера ужаса, пробирающая до глубины души, надолго запомнились советскому зрителю.
Фильм стал не только лидером советского кинопроката (32,6 млн зрителей), но и был впоследствии закуплен для показа в США, Аргентине, Финляндии и Франции.
«Суспирия» (1977)
Мастер джалло Дарио Ардженто всегда умел навести страх на зрителя, и «Суспирия» — яркий пример режиссерского мастер-класса для начинающих хоррор-мейкеров. Тут все на своих местах: необъяснимые события, давящая атмосфера, ожившие каменные орлы и молодой Удо Кир. А еще — тайна, которую предстоит разгадать зрителю вместе с главной героиней (Джессика Харпер).
Спустя 43 года после выхода «Суспирия» сохраняет за собой культовый статус, а в 2018-м другой итальянец, Лука Гуаданьино, снял ремейк ленты Ардженто. Правда, новое прочтение провалилось в прокате (мировые сборы составили всего $7,9 млн при $20-миллионном бюджете) и получило противоречивую критику.
«Иствикские ведьмы» (1987)
В 1987 году могучий Джордж Миллер всем доказал, что он не только про Макса Рокатански может снимать: режиссер собрал под своими знаменами звездный состав (Джек Николсон, Шер, Сьюзан Сарандон, Мишель Пфайффер) и перенес на экран бестселлер Джона Апдайка.
Фильм собрал в прокате сумму, почти в три раза превышающую производственный бюджет ($63,8 млн против $22 млн). А ведь успеха могло и не быть — на начальном этапе производства отношения между Миллером и Warner Bros. так накалились, что студия начала поиски другого режиссера. Ситуацию спас Николсон, который пригрозил покинуть проект, если Миллера уволят.
«Ведьмы» (1990)
Мрачная сказка Роальда Даля была опубликована в 1983 году и, с одной стороны, получила положительные отзывы критиков, а с другой, некоторые библиотеки объявили книжке бойкот, обвиняя автора в женоненавистничестве.
Николас Роуг решил снимать достаточно близко к первоисточнику, правда, впоследствии вырезал часть сцен, которые его юному сыну показались слишком страшными. Анжелика Хьюстон, сыгравшая Главную Ведьму, была отмечена наградами критиков Бостона и Лос-Анджелеса.
Сам фильм получил положительные отзывы, а вот Даль был очень недоволен финалом (он отличался от первоисточника). Автор даже призывал вырезать этот момент.
«Фокус-покус» (1993)
Что если ведьмы, погибшие триста лет назад, воскреснут в современном мире? Наверное, будет забавно пересадить их с метлы на пылесос, а главную роль отдать звезде комедий 80-х Бетт Мидлер. И хотя фильм провалился в мировом прокате (он собрал всего $44 млн при бюджете в $28 млн), а критики отозвались о нем достаточно прохладно, своя армия поклонников у него имеется. Более того, сама Мидлер любит свою героиню настолько, что на своем концертном туре Divine Intervention Tour актриса появилась в костюме ведьмы Винни Сандерсон.
«Колдовство» (1996)
Довольно удачная, но недооцененная (правда, лишь поначалу — с годами фильм стал маленьким культом) попытка скрестить школьную драму с мистикой была предпринята режиссером Эндрю Флемингом, двумя годами ранее снявшим отличную мелодраму «Трое».
В распоряжении Флеминга были великолепные Робин Танни, Нив Кэмпбелл и Файруза Балк — на их красоте, обаянии и драйве во многом кино и держится. Возможно, «Колдовство» могло бы быть еще более успешным, если бы одна из ведущих исполнительниц то и дело не сбегала на другую съемочную площадку — Кэмпбелл одновременно снималась в «Крике» Уэса Крэйвена, который стал в итоге кассовым хитом и событием в жанре.
«Сабрина, юная ведьмочка» (1996)
Телевизионный фильм дал дорогу в жизнь сериалу, который продержался в эфире целых семь сезонов, а также стал одним из первых появлений на экране Райана Рейнольдса.
И фильм, и сериал основаны на комиксе, в котором нет извечных спасений планеты, гена икс или радиоактивных пауков — зато есть много магии и юмора, а также черный кот Сэйлем, в теле которого находится несостоявшийся повелитель мира.
В 2018-м Netflix выпустил новую версию истории — сериал «Леденящие душу приключения Сабрины», где роль юной ведьмы сыграла звезда хоррора «Февраль» Кирнан Шипка.
«Практическая магия» (1998)
Студия Warner Bros. выделила режиссеру Гриффину Данну $60 миллионов и двух ведущих актрис современности — Николь Кидман и Сандру Буллок, а для съемок был построен целый дом, в котором жили главные героини.
Но фильм не оправдал ничьих надежд — ни студии, ни критиков, ни зрителей. Зрители отказались голосовать монетой (бюджет — $75 миллионов, мировые сборы — $46,7 млн), а критики были недовольны тем, что картина постоянно находится где-то между хоррором, комедией и мелодрамой. Но — на то они и критики, чтобы вечно быть чем-то недовольными, а вот простые зрители спустя годы все-таки оценили картину как уникальную возможность увидеть в одном кадре двух главных голливудских актрис 90-х.
«Колдунья» (2005)
Мистико-романтическая комедия Норы Эфрон, ставшая ремейком популярного сериала 60-х «Околдованный», провалилась в прокате (мировые сборы — $131,4 млн при бюджете в $85 миллионов) и не вызвала восторга у критиков. Более того, фильм получил несколько номинаций на «Золотую малину», а Николь Кидман и Уилл Феррелл даже выиграли эту антипремию в номинации «Худший дуэт».
Но, несмотря на все это, зрители увидели, как эффектно Николь Кидман умеет подергивать носом (даже говорить ничего не нужно) — кстати, актриса получила роль именно благодаря этому умению. А ветераны Майкл Кейн и Ширли МакЛейн в очередной раз подтвердили, что они гармонично смотрятся даже в незатейливых комедиях.
«Охотники на ведьм» (2010)
Норвежец Томми Виркола перебрался в Голливуд, чтобы показать, что он не только про зомби-нацистов снимать умеет. Режиссер выбрал сказку братьев Гримм про Гензеля и Гретель, которые выросли и стали истреблять ведьм направо и налево. Наверное, братья-сказочники удивились бы, узнав, что в их истории теперь фигурируют ручные пулеметы, электрошокеры и уколы инсулина, но визуальной стороне фильма эти нововведения пошли только на пользу.
Достойный актерский состав (Джереми Реннер, Джемма Артертон, Фамке Янссен, Питер Стормаре) и полет режиссерской фантазии Вирколы сделали свое дело: фильм собрал в мировом прокате кассу, в 4,5 раза превышающую производственный бюджет ($226 миллионов против $50 миллионов).
«Мрачные тени» (2012)
Тим Бертон решил переосмыслить популярный сериал 60-х и выпустил его готическую полнометражную версию, а на главную роль позвал по старой памяти Джонни Деппа. Партию антагонистки исполнила Ева Грин, которая, даже когда не играет ведьм на экране, привносит в свои образы что-то колдовское. Естественно, на второй план Бертон пригласил свою тогдашнюю подругу — Хелену Бонэм Картер.
Несмотря на фигуру режиссера, мощный актерский состав (в фильме также снялись Мишель Пфайффер, Хлоя Грейс Морец и Джонни Ли Миллер) и «потустороннюю» музыку Дэнни Элфмана, чересчур дорогостоящая лента провалилась в прокате, собрав по всему миру $245,5 млн при $150-миллионном бюджете. Хотя сравнение ресторана McDonald’s с Мефистофелем запомнилось каждому.
Кстати, Бертон, большой поклонник творчества Марио Бавы, не раз признавался, что хочет снять ремейк его «Маски сатаны», в основе которой, как уже было сказано выше, лежит гоголевский «Вий».
«Ведьмы из Сугаррамурди» (2013)
Режиссер Алекс де ла Иглесиа наглядно продемонстрировал, что рядовое ограбление ломбарда запросто может привести к шабашу ведьм с обязательным жертвоприношением. Так что не стоит зариться на золотые кольца и угонять такси.
Одну из главных ролей в фильме исполнил Марио Касас, а роль протагониста досталась Уго Сильве.
Фильм получил отличную прессу (86% положительных рецензий на Rotten Tomatoes), завоевал главный приз Брюссельского международного кинофестиваля и получил аж восемь национальных премий «Гойя».
«Ведьма» (2015)
Дебютная работа Роберта Эггерса стала по-настоящему страшной и в то же время умной лентой. Эггерс подошел к съемкам, тщательно изучив мельчайшие детали быта пуритан XVII века и множество сказаний о ведьмах. Он даже снимал исключительно при естественном освещении на натуре и при свечах в помещениях.
Фильм получил признание критиков, а «король ужасов» Стивен Кинг написал в своем Твиттере, что лента Эггерса напугала его «до чертиков». Эггерса чествовали и на фестивалях — он получил награду за лучшую режиссуру на «Сандэнсе», а его сценарий был отмечен премией Брэма Стокера. Наконец, картина явила миру новую звезду хорроров (и, как выяснилось позже, не только хорроров) в лице юной Ани Тейлор-Джой.