1986 год. Амбициозный трейдер Рори (Джуд Лоу) сообщает жене и сыну хорошую новость. Пора паковать вещи и отправляться в его родную Британию, где ему сделали отличное деловое предложение. Хотя жена-американка Эллисон (Кэрри Кун) не горит желанием переезжать в другую страну, она все же смиряется с неудобствами. Тем более, жить придется в роскошном старом особняке в графстве Суррей. Жизнь на новом месте, действительно, будто бы заиграла новыми красками — семья живет в достатке, сын получает отличное образование, а Эллисон может заняться делом мечты: ухаживать за лошадьми. Но вскоре семейное счастье дает трещину.
Составляя список впечатляющих дебютов ХХI века, трудно обойтись без картины Шона Деркина «Марта, Мэйси Мэй, Марлен», снятой в 2011 году. История о том, как много сходства можно отыскать между родной семьей и сектой, сыскала признание критиков и нашумела на фестивале «Сандэнс». Деркин же не спешил снимать второй фильм и вынашивал его почти целое десятилетие. Сюжетно обе картины ощутимо отличаются, но нетрудно разглядеть в них схожие мотивы, скрытые в теме семьи, связанных с нею травм, и в страшной жажде власти одного человека над другим.
Действие «Гнезда» разворачивается в старом британском особняке, антураж которого немедленно вызывает ассоциации с готическим романом. Темные коридоры, старая библиотека, пыльный антиквариат и скрипы половиц — все это создает в голове нужную атмосферу триллера. Впрочем, используя арсенал Хичкока (не столько «Ребекки», сколько «Подозрения» или «Тени сомнения» с их мужчинами-самозванцами), Деркин описывает хаос и тьму, таящуюся не за стенами старого дома, а в душе главного героя, Рори.
Джуд Лоу, которому страшно идут амбивалентные роли, прекрасно передает внутренний надлом и комплексы своего персонажа. Рори — воспитанный британец, жаждущий стать американцем, воплотить в жизнь американскую мечту — вынужден притворяться, кружить и обманывать, пускать пыль в глаза, провоцировать и нести полную чушь, лишь бы сохранить за собой статус, создать хотя бы иллюзию благополучия. «Гнездо», в общем, наследует традиции британских «рассерженных» фильмов 1960-х, критиковавших непоколебимую классовую систему с ее жесткой иерархией и нормой. Рори попадает в такое же положение, но использует методы другого времени — консьюмеристских 1980-х, и вскоре становится одержим своей игрой в имитацию, из-за которой начнет страдать не только он сам, но и его семья. Деркин через драму своего героя описывает крах потребительских идеалов, символом которой становится это самое гнездо — особняк, или, скорее, его фантазм.
В сравнении с «Мартой, Мэйси Мэй, Марлен», «Гнездо» не назовешь фильмом, который стоило ждать десять лет. Прекрасный дуэт Лоу и Кун, сухая, сдержанная, и оттого еще более напряженная режиссура, — все это, увы, не отменяет какой-то недосказанности в финале. Видно, что автор хотел рассказать очень личную, даже интимную историю, но не все так ярко и точно сложилось, как в дебюте. Впрочем, посреди выжженного карантином проката, «Гнездо» — настоящая жемчужина и глоток свежего воздуха.