«Екатерина Великая»: Сериал о женщине на российском престоле

На телеканале HBO показали костюмную мелодраму о нелегкой судьбе русской императрицы, роль которой досталась Хелен Миррен. Кирилл Горячок рассказывает, почему у британских авторов не получилось интересно передать на экране Россию XVIII века. 

Русская императрица Екатерина Великая (Хелен Миррен) пытается удержать власть после таинственной смерти ее мужа Петра III. Придворные плетут интриги, фавориты борются за расположение царицы, родной сын Павел одержим жаждой власти, а Россию разрывают войны и бунт Пугачева. Но Екатерину волнует только одно — ее роман с графом Григорием Потемкиным (Джейсон Кларк).

Телеканал HBO в этом году второй раз обращается к русской истории. Но если сериал «Чернобыль» был действительно выдающимся и важным произведением, то «Екатерина Великая» сериал из другой оперы. Это типичная салонная мелодрама о дворцовых интригах и разбитых сердцах, которую, пожалуй, никто бы и не заметил, если бы не Хелен Миррен, сыгравшая заглавную роль.

Это уже третья императрица в фильмографии актрисы, после Елизаветы I и Елизаветы II. И вряд ли кого-то удивит, что играет Миррен просто восхитительно, можно сказать, руку она набила. Актриса прекрасно передает эмоциональную незащищенность своей героини, окруженной хищными мужчинами, рвущимися к власти и славе. А мгновение спустя отыгрывает настоящую монаршую жесткость, хладнокровие и надменность. За разными оттенками ее Екатерины наблюдать интересно, кроме того, для Миррен это довольно личная роль, ведь она имеет русские корни. Кажется, она получает особое удовольствие шагая по русским дворцам и признаваясь в любви этой стране. 

Но на Миррен и ее актерском мастерстве достоинства «Екатерины Великой» почти полностью исчерпываются. Видно, что авторы проделали немалую работу в исследовании русской истории, но почему-то больше всего их заинтересовали любовные письма и интриги императрицы с ее фаворитами, нежели государственные и внешнеполитические перемены, которые случились благодаря правлению Екатерины. В глазах режиссера Филипа Мартина (сериал «Корона»), главная героиня выступает этакой несчастной европейкой, попавшей в чужую и безобразную страну, где ей приходится выживать и бороться за свое право быть сильной. Но все, чего по-настоящему хочет Екатерина — любви, нежности и заботы со стороны своего Потемкина. И постепенно их роман вытесняет фактически все другие сюжетные мотивы, превращая сериал в подобие мыльной оперы, только диалоги чуть лучше написаны, и актеры калибра посерьезнее.

Исторические события вокруг правления Екатерины даны чрезвычайно схематично и поверхностно, как, впрочем, и факты из ее жизни. Складывается впечатление, что кроме романа с Потемкиным в ее биографии ничего происходило. Разбавляют их любовные страсти лишь отношения Екатерины с сыном. Молодой Павел терпеть не может свою мать, рвется из-под ее опеки и власти, и обвиняет ее в смерти своего отца. Все это могло бы потенциально обострить действие сериала, ведь Павел — весьма трагичная фигура российской истории и далеко не столь прямолинейная, как показана режиссером Мартином. Но Джозеф Куинн сыграл будущего императора всего лишь как истеричного отпрыска, с которым так не повезло несчастной Екатерине.

Попытки в натурализм (здесь периодически пускают кишки и рубят головы на плахе) и сексуальные подробности (к счастью, без участия старушки Миррен) стилистически не слишком подходят общему мелодраматичному настроению сериалу. Создатели попытались напустить флер «Игры престолов», но их «Екатерина Великая» вообще не об этом. Сериалу, наоборот, пошла бы на пользу сдержанность и утонченность, и у сценаристов было бы больше времени на чуть более серьезные размышления о женщине у власти.

Для отечественного зрителя «Екатерина Великая» представляет мало интереса, разве что поглядеть на Хелен Миррен и ее интерпретацию образа императрицы. К сожалению, авторы оказались весьма далеки от атмосферы и культуры русского XVIII века, за что, наверное, строго судить их не стоит. Гораздо больше проблем у сериала со сценарием, очень уж тяжеловато становится наблюдать за Джейсоном Кларком (и без того довольно неказистым артистом) и его любовными страданиями. Хочется вспомнить старый фильм с Марлен Дитрих «Кровавая императрица» 1934 года, в котором режиссер Джозеф фон Штернберг вообще не имел никакого понятия о том, что такое Россия, но сумел снять фактурное и забавное кино о роковой женщине на престоле. Таких режиссерских талантов у Филипа Мартина и канала HBO, к сожалению, не оказалось.

Поделиться