НЕОБХОДИМА АВТОРИЗАЦИЯ
  • Был бы повод
  • Контакты: Адрес: Info@kinomania.ru,

    Последний солдат Вьетнамской войны: история и жизнь Джона Рэмбо

    , 1

    В мировой прокат выходит пятая часть франшизы «Рэмбо», в которой Сильвестр Сталлоне вновь сражается со злом, но теперь не во вьетнамских джунглях или афганских горах, а посреди Мексики. Читайте в специальном материале Kinomania.ru историю сражений Джона Рэмбо – героя, ставшего изгоем, но никогда не перестававшего быть солдатом.

    «Рэмбо: Первая кровь» (1982)

    Сейчас, после залитых кровавыми брызгами сиквелов, это кажется неочевидным, но самый первый фильм про Джона Рэмбо был и наименее жестоким во всей франшизе. Более того, в отличие от всех последующих частей, этот фильм намного больше общего имел с драмой и триллером, чем с зубодробительным экшном. Это особенно любопытно, если вспомнить, что в основе сценария лежала книга Дэвида Моррелла, где Рэмбо убивает намного больше людей, чем в экранизации. Не менее примечательно и то, что в фильме главным злодеем становится отнюдь не Рэмбо — беглец и преступник, учинивший хаос на улицах города — а представитель закона, узколобый шериф, сначала желающий просто выбросить бродягу за городскую черту, а затем упорно отказывающийся понять, с кем приходится иметь дело. Выйдя в начале 1980-х, фильм стал одной из важнейших картин, отразивших проблему «вьетнамского синдрома» в американском обществе, где многие люди, подобные Рэмбо, оказались на обочине жизни, не справившись с посттравматическим стрессом. Сильвестр Сталлоне, к тому времени уже ставший звездой благодаря «Рокки», в «Первой крови» утвердил себя в качестве одного из лучших экшн-героев, однако — и это станет ключевой деталью в дальнейшем — его персонаж (в отличие от образов, созданных его коллегой Арнольдом Шварценеггером в «Коммандо», «Терминаторе» или «Конане-варваре») нес в себе значительный оттенок трагизма, поскольку за ним стоял реальный жизненный опыт целого поколения американских солдат, участвовавших в проигранной — и весьма непопулярной — войне. И важный аспект «Первой крови» — это развернутый социальный комментарий о проблеме ветеранов Вьетнама в американском обществе, о людях, подобных Рэмбо, не способных оставить боевой опыт позади — и всегда готовых вернуться в военный режим, даже если сама война давно закончилась.

    «Рэмбо 2» (1985)

    В отличие от первой части, сиквел, вышедший через три года, почти полностью избавился от драматического компонента, зато развил вьетнамскую тематику в характерном для своего времени ключе. Сценарий (написанный, кстати, Джеймсом Кэмероном, и затем обработанный самим Сталлоне) был основан на том, что Рэмбо нелегально отправляется во Вьетнам, чтобы найти удерживаемых в плену американских солдат, которые из-за дипломатических проблем уже многие годы не могут вернуться на родину. Этот сюжет — не просто фантазия создателей фильма, проблема военнопленных была реально и существенной. К середине 1980-х годов в Америке распространилось движение, возглавляемое ветеранами вьетнамской войны, целью которого был поиск американских солдат, пропавших без вести во время боевых действий в Юго-Восточной Азии. Среди политиков, заинтересованных этой проблемой, были весьма известные в стране лица, включая нескольких конгрессменов, когда-то воевавших во Вьетнаме, а также будущего госсекретаря Джона Керри, тоже имевшего ветеранское прошлое. Хотя основная масса пленных была возвращена еще в 1970-х, многие активисты движения были убеждены, что вьетнамские коммунисты продолжают удерживать несколько тысяч американцев в своих тюрьмах.

    В фильме эта теория использована в качестве ключевого элемента сюжета, и тем самым Джон Рэмбо, спасающий забытых всеми американских солдат, становится подлинным героем, героически завершающим проигранную войну — даже вопреки проискам циничных бюрократов, надеявшихся, что миссия Рэмбо провалится. Здесь происходит важная смысловая перефокусировка: если первый фильм франшизы был посвящен военной травме одного человека, отражавшей опыт своего поколения, то во втором фильме речь идет об утверждении образа Рэмбо как патриотического символа, а вся история смотрится как терапевтический эпилог к преодолению «вьетнамского синдрома» для американской нации. Этот аспект наиболее ясно выражен в финальном монологе самого Рэмбо, который, хотя и выглядит местами наивно, хорошо отражает политический подтекст фильма: «Я хочу того же, чего и все они, каждый парень, который пришел сюда, чтобы пролить свою кровь и отдать все, что у него есть. Чтобы наша страна любила нас так же сильно, как мы любим ее. Это все, чего я хочу!». Джон Рэмбо — это идеальный американский солдат и образцовый патриот, всегда готовый защитить свою страну, даже если она посылает его на смерть.

    «Рэмбо 3» (1988)

    В третьей части, снятой в разгар войны СССР в Афганистане, также присутствует значимый политический комментарий, связанный, каким бы странным это ни казалось, с проблемой вьетнамской войны. На первый взгляд, история о том, как Рэмбо отправляется в афганское пекло спасать своего наставника, полковника Траутмэна (Ричард Кренна), имеет мало общего с прошлыми частями — хотя бы потому, что здесь идет речь только о личном долге, и сам Рэмбо это подчеркивает. Кроме того, в фильме подняты весьма актуальные для того времени темы, вроде обвинений СССР в применении химического оружия, и поддержки афганских повстанцев со стороны США, так что может показаться, что это кино целиком посвящено совсем другой войне. Рэмбо к тому же здесь выступает в первую очередь как символ личного мужества, хотя и помещенный в конкретный политический контекст. Но все же тень Вьетнама присутствует в фильме, и ярче всего виднеется она в диалоге пленного Траутмэна с советским офицером, когда полковник напоминает своему тюремщику: «У нас был свой Вьетнам, а у вас — свой», и «Мы поняли, что такую войну выиграть нельзя, скоро поймете и вы». Эта фраза отражает смирение перед болезненным, но необходимым опытом поражения, через который американскому обществу пришлось пройти в ходе вьетнамской войны. Примечательно, что триквел вышел в 1988-м, ровно в тот год, когда начался вывод советских войск из Афганистана.

    «Рэмбо 4» (2008)

    Четвертая часть, вышедшая через двадцать лет, стала не только самой кровавой, но и самой личной для Сталлоне: он сыграл главную роль, стал соавтором сценария, а также выступил в качестве режиссера. В сюжете вновь присутствуют характерные для франшизы антикоммунистические мотивы (Рэмбо спасает христианских миссионеров в Бирме, где на тот момент правил жестокий коммунистический режим), но вместе с тем минимизирован социальный комментарий: теперь это снова история о личном выборе, и, в каком-то смысле, об обретении себя. Впервые этот аспект возник в третьей части, когда Траутмэн (который в новой части появляется только во флешбэках из-за смерти сыгравшего его актера Ричарда Кренны до начала съемок) напоминает Рэмбо о том, что его суть — быть воином, и армейские тренировки лишь «убрали все лишнее» в нем. Социальная тема преодоления вьетнамской травмы здесь сменяется темой личного смирения перед лицом собственной природы, и в таком контексте финал четвертой части выглядит закономерным итогом для франшизы: Рэмбо не возвращается к жизни лодочника или монастырского отшельника, но находит свой путь домой — туда, откуда все началось.

    «Рэмбо: Последняя кровь» (2019)

    Пятый же фильм, насколько можно судить, продолжает эту линию, обращаясь к традиционным для экшн-жанра мотивам отмщения за своих близких — но дело теперь происходит в знакомых американцам пограничных территориях между Техасом и Мексикой, а не в экзотических южноазиатских джунглях. Но, как кажется, теперь это не политически ангажированный боевик, и не триллер о выживании, а история о возмездии. Герой Сталлоне воплощает в нем классический — и ныне почти полностью исчезнувший — типаж героя боевика, сформировавшегося несколько поколений назад, и восходящего к персонажам вестернов: молчаливого, закрытого, скрывающего эмоции в себе профессионала, готового пожертвовать собой ради близких, будь то семья или друзья. Джон Рэмбо, таким образом, окончательно принял судьбу последнего уцелевшего солдата своего поколения — пусть даже война, на которой он воевал, шла в другом месте и в другую эпоху.

    ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ

    Этим летом на экраны выходит обновленная версия «Детских игр» - классической слэшер-франшизы рубежа 1980-х – 1990-х, подарившей нам самую известную куклу-убийцу в истории кино. Дмитрий Соколов вспоминает, с чего начиналась история о детской игрушке, вышедшей из-под контроля.

    В честь юбилея знаменитой картины Сэма Пекинпы, Кирилл Горячок вспоминает за что ее полюбили Квентин Тарантино, Мартин Скорсезе, Джон Ву и другие важные кинематографисты, а также, почему ее можно считать поворотным пунктом во всей истории голливудского кино.

    Хотя критики продолжают нещадно изобличать сценарные провалы «Годзиллы: Короля монстров», на самом деле именно в этом фильме получают развитие многие идеи, ранее лишь пунктирно обозначенные во франшизе. Дмитрий Соколов проводит разбор космологии MonsterVerse, проясняя ее логику.

    другие Был бы повод

    70 лет назад на экраны вышла «Тварь из Черной лагуны», повлиявшая на поколения режиссеров, художников и писателей. О наследии культового хоррора рассказывает Дмитрий Соколов.

    Авторы Kinomania.ru выбрали дюжину главных картин 2023-го. В списке (в алфавитном порядке) — фильмы, которые можно было увидеть в кинотеатрах и в сети.

    50 лет назад на экраны вышел мистический хоррор «Изгоняющий дьявола», моментально ставший культовым. Дмитрий Соколов специально для Kinomania.ru ранжировал все части экзорцистской франшизы.

    КОММЕНТАРИИ 1
    Первые две части супер, дальше началась лажа.

    ОТПРАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
    • I
    • B
    • Цитата
    • Спойлер
    Kinomania.ru
    Контакты: Телефон:+79167283638, Адрес: Info@kinomania.ru, Главный редактор: Горячок К.Л.