Рецензия на фильм «Сфера» Джеймса Понсольдта

Максим Бугулов посмотрел триллер с Эммой Уотсон и Томом Хэнксом об опасностях современных технологий, но ничего нового в нем решительно не нашел.

В 2013-м году на книжных прилавках появился очередной роман американского писателя Дэйва Эггерса «Сфера». Книга была тепло принята критиками, равно как и читателями, а ее название сопровождают ласкающие слух любого автора слова «жестокая сатира». Однако экранизацию Джеймса Понсольдта таковой явно назвать нельзя.

Главная героиня Мэй, будучи еще совсем молодой девушкой, уже знакома с жизненными проблемами: с одной стороны — боязнь близости (ее кавалер таковым является лишь номинально и не вылезает из френдзоны), с другой — тяжелое заболевание отца. Под гнетом этих проблем, где-то глубоко внутри похоронены амбиции, ведь больше всего на свете Мэй хотела бы реализоваться как личность и работник. И такая возможность у нее вскоре появляется: лучшая подруга устраивает девушке собеседование в чудо-компании «Сфера». На первый взгляд, работа мечты: зарплата, страховка для родителей, полный соцпакет, современное руководство, досуг и, конечно, безграничные возможности для самореализации. Однако, дьявол, как известно, кроется в деталях.

Кино у Понсольдта получилось до безобразия актуальным и охватывает широкий спектр социальных проблем: влияние соцсетей на общество, ограничение личного пространства, обращение концернов с персональными данными, облачные хранилища (крайне злободневно для мисс Уотсон), контроль, тоталитаризм и, чего уж мелочиться, фашизм. Тем печальнее, что в «Сфере» все эти замечательные проблемы низведены до уровня хештэгов.

Понсольдт долго запрягает, пытаясь раскрыть различные грани Мэй, однако их у нее всего четыре — семья, лучшая подруга, как-бы-бойфренд Мерсер и пассивное желание стать кем-то в этом мире, сочетаемое с эскапизмом в виде каякинга. Когда же повествование, наконец, встает на сюжетные рельсы, выясняется, что режиссеру совершенно нечего предложить зрителю. Сценарий написан по предсказуемым жанровым лекалам и даже не помышляет о твистах; динамика если и жива, то находится в состоянии клинической смерти, позволяя нарративу дрейфовать от одной ключевой сцены к другой. Затмевающую разум актерскую игру заметить также сложно: место Тома Хэнкса на площадке мог занять любой другой подходящий по возрасту исполнитель, а Эмма Уотсон, по-видимому, все самое интересное и нестандартное отставила в «Затмении» Алехандро Аменабара. Таким образом, хронометраж в 110 минут тянется, как все 180, но главный промах «Сферы» — не в динамике, и не в актерах. А в месседже.

Имея такую широкую платформу для высказываний, Понсольдт не находит лучших инструментов, чем бесконечные допущения, регулярные апелляции к лицам младшего возраста и весьма заунывное морализаторство. А морализаторство зритель не любит, и к любой идее его следует подводить, а не тыкать носом, как несмышленого котенка. Задолго до финальных титров становится ясно, что глобальной идеи у фильма нет — есть концепт и дизайн. На фоне «Сферы» брызжущий оружейным маслом и эпителиальным секретом «Нейромант» кажется бастионом актуальности, социальных пророчеств и глубины мысли, а немецкая Die Welle (с легкой руки российских прокатчиков ставшая сиквелом «Эксперимента» Оливера Хиршбигеля) — образцово-показательным педагогическим пособием, наглядно объясняющим, почему когда все одинаковые — это плохо. Увы, намеков на Google и Facebook и двух узнаваемых имен на афише недостаточно для создания крепкой, социально заряженной драмы.

Поделиться