Дражайшая Франческа,
Моё письмо, обращённое к тебе, посвящено будущему. Я смотрю в него сквозь призму собственного мира. Сквозь призму кино, которое всегда было его центром.
За последние несколько лет я понял, что идея кино, с которой я вырос, которая выражена в фильмах, которые я показывал тебе, когда ты была совсем ребёнком, и которая цвела пышным цветом, когда я делал первые шаги как режиссёр, сходит на нет. Я не имею в виду фильмы, которые только вышли. Я имею в виду те, которым лишь предстоит появиться на экранах.
Я не призываю впасть в отчаяние. Я не пишу эти слова в попытке защититься. Напротив, я считаю, что будущее прекрасно.
Мы всегда знали, что кино — это бизнес, и что искусство кино возможно постольку, поскольку равняется на потребности рынка. Никто из нас — тех, кто начинал в 1960-х и 1970-х — не питал иллюзий на этот счёт. Мы знали, что над каждым проектом, который был нам дорог, придётся серьёзно попотеть. Мы также понимали, что время от времени будет совсем нелегко. И, я думаю, на каком-то уровне мы осознавали, что каждый непредусмотренный или непредсказуемый элемент процесса съёмок фильма будет однажды сведён к минимуму, возможно даже к нулю. Самый непредсказуемый элемент из всех? Кино. И те, кто его создают.
Я не хочу повторять тезисов, которые были высказаны и написаны много раз до меня, касательно перемен в бизнесе. Меня воодушевляют исключения из общего правила — Уэс Андерсон, Ричард Линклейтер, Дэвид Финчер, Александр Пейн, братья Коэн, Джеймс Грей и Пол Томас Андерсон умудряются делать свои фильмы, и Полу удалось не только снять «Мастера» на 70-миллиметровую плёнку, но даже показать его на плёнке в нескольких городах. Все, кому есть дело до кино, должны быть благодарны за такое положение дел.
Меня также трогают успехи творцов, которые продолжают делать свои картины по всему миру — во Франции, Южной Корее, Англии, Японии, в Африке. Становится всё сложнее, но они по-прежнему выпускают новые фильмы.
Но не думаю, что я пессимист, утверждая, что искусство кино и кинобизнес сейчас на перекрёстке. Аудиовизуальные развлечения и то, что мы называем кино — движущиеся картинки, порождение чьего-то индивидуального разума, — направляются в противоположных направлениях. В будущем тебе, по всей видимости, всё реже будет удаваться смотреть то, что мы бы сочли кино, в мультиплексах, и всё чаще и чаще — в небольших залах, в Сети, в местах и при обстоятельствах, которых я и вовсе не могу представить.
Так чем же прекрасно такое будущее? Тем, что впервые в истории этой формы искусства фильм действительно возможно снять за крошечные деньги. Такого нельзя было даже вообразить в дни моей молодости, и фильмы с экстремально низким бюджетом всегда оставались исключением, а не правилом. Теперь ситуация зеркально противоположна. Можно снять превосходный кадр на камеру, купленную по доступной цене. Можно записывать звук. Можно монтировать и накладывать цветовые фильтры, не выходя из дома. Всё это — уже реальность.
Но, при всём внимании к технической части кинопроцесса и достижениям технологий, которые привели к революции в кинопроизводстве, важно помнить об одном: технические средства не делают фильм, ты делаешь фильм. Возможность взять камеру и начать снимать, чтобы потом собрать результат воедино в Final Cut Pro, дарит необычайное чувство свободы. Но создание фильма — такого, который ты обязан снять, — это нечто иное. Тут не ищи лёгких путей.
Если Джон Кассаветис, мой друг и наставник, сейчас был бы жив, он бы наверняка пользовался всем тем оборудованием, какое стало доступно. Но он бы продолжал говорить то же, о чём говорил всегда — что нужно быть полностью преданным своему делу, нужно выкладываться без остатка, и нужно защищать тот проблеск вдохновения, который с самого начала заставил тебя взяться за фильм. Нужно защищать его ценой собственной жизни. В прошлом, когда снимать кино было дорогим удовольствием, мы пытались бороться с перерасходами и компромиссами. В будущем придётся ограждать себя от иных вещей: от желания пустить процесс на самотёк и позволить фильму плыть по течению, куда ему заблагорассудится.
Этот вопрос касается не только кино. Лёгких путей нет нигде. Я не говорю, что любое занятие обязано быть трудным. Я говорю, что голос, который тебя вдохновляет, — это твой голос, «внутренний свет», как говорят квакеры.
Это ты. Это истина.
С любовью,
отец.
Вообще заметил тенденцию того, что по ТВ (как Вы заметили НВО и др. каналы) выпускают продукты на много качественнее, чем те что делают на большом экране.
И по поводу частных студий и технологий: творцу это только помогает - Роберт Родригес
Да и никто раньше предположить не мог, что 35 мм. пленка станет роскошью, а матрица современной кинокамеры, которая сейчас стоит 1500, 5 лет меньше чем за 10 тыс. купить нельзя было. Black Magic и Bolex сколько шума за последний год наделали, что сам Ховард хотел "Rush" на них снимать, да вот только их в продаже еще не было.
На сегодняшний день, благодаря CGI все они банкроты. И если такие умельцы нужны, как тому же Джексону, приходится создавать департамент под фильм, что увеличивает его стоимость.
Или очевидный недобор "Волка..." в домашнем прокате.
Но, к моему великому сожалению, согласиться со Скорсезе не могу. Не могу, похоже, ни с одной мыслью в данном письме.
Во-первых, сразу хочется заметить, что обязательным условием кассы любого фильма является элемент развлечения (будь то юмор, романтика, трилл, экшн, лихо закрученный сценарий, заставляюший составлять логические цепочки), иногда, реже, агрессивная реклама, Оксаровские номинации. И происходит это независимо от того, как его оценят критики. А настоящее киноискусство лежит на винчестере настоящих рокнрольщиков:) Так было всегда и, наверное, будет.
Во-вторых, всегда есть люди (и их большинсво), которые начинают заниматься кинематографом не ради денег, а ради идеи, искусства. Ну кто полюбил кино и решил им заниматься с мыслью "А заработаю-ка я немного деньжат" ? Такие есть, но мало. И опять же, так было и, наверное, будет всегда.
Режиссеры в процессе своей творческой эволюции, конечно, меняются, прогибаются и становятся бизнесменами или точнее бизнес-подстилками. Но, не все. И не все те, кто дает на это деньги. Хотя, соглашусь, что возможно последних становятся всё меньше. Но...:)
В-третьих, авторское кино чаще всего, к счастью не требует огромного бюджета. Это раз. И два, то, что, как уже отметил Марти, сейчас кинопроизводство становится все доступнее. Да, в кино становиться намного больше "левых" людей, которым просто нечем заняться. Но, самое главное, ЛЮДЕЙ, ДЛЯ КОТОРЫХ КИНО - ЭТО ИСКУССТВО, НЕ СТАНОВИТСЯ МЕНЬШЕ!
Например, есть человек, котрый хочет заработать очень-очень много денег (даже бизнесом занялся), для того, чтобы снять кино, которое он хочет снять всю жизнь:) И с какой стати он такой один и таких больше не появится? Так было и так будет всегда. P.S. : Люблю тебя, Марти. Не впадай в депрессию;)
т.е. если будет содержимое, до лампочки на какую камеру снято, с фотографией идентично.
ширпотреб Это явное доминирование бизнеса над идеей а отсюда содержимым.
я думаю что будут снимать и то и другое, на одном зарабатывать деньги, на другом золотых человечков получать. т.е. грубо некая пропорция сохранится.