НЕОБХОДИМА АВТОРИЗАЦИЯ
  • Был бы повод
  • Контакты: Адрес: Info@kinomania.ru,

    Дни минувшего будущего

    , 51
    В начале января Мартин Скорсезе опубликовал в итальянском журнале L'espresso открытое письмо к своей 14-летней дочери Франческе. Мотивом, побудившим режиссёра обратиться к эпистолярному жанру, стало положение дел в современном кинематографе. Мы публикуем перевод этого письма.

    Дражайшая Франческа, 


    Моё письмо, обращённое к тебе, посвящено будущему. Я смотрю в него сквозь призму собственного мира. Сквозь призму кино, которое всегда было его центром. 

    За последние несколько лет я понял, что идея кино, с которой я вырос, которая выражена в фильмах, которые я показывал тебе, когда ты была совсем ребёнком, и которая цвела пышным цветом, когда я делал первые шаги как режиссёр, сходит на нет. Я не имею в виду фильмы, которые только вышли. Я имею в виду те, которым лишь предстоит появиться на экранах. 

    Я не призываю впасть в отчаяние. Я не пишу эти слова в попытке защититься. Напротив, я считаю, что будущее прекрасно. 

    Мы всегда знали, что кино — это бизнес, и что искусство кино возможно постольку, поскольку равняется на потребности рынка. Никто из нас — тех, кто начинал в 1960-х и 1970-х — не питал иллюзий на этот счёт. Мы знали, что над каждым проектом, который был нам дорог, придётся серьёзно попотеть. Мы также понимали, что время от времени будет совсем нелегко. И, я думаю, на каком-то уровне мы осознавали, что каждый непредусмотренный или непредсказуемый элемент процесса съёмок фильма будет однажды сведён к минимуму, возможно даже к нулю. Самый непредсказуемый элемент из всех? Кино. И те, кто его создают. 

    Я не хочу повторять тезисов, которые были высказаны и написаны много раз до меня, касательно перемен в бизнесе. Меня воодушевляют исключения из общего правила — Уэс АндерсонРичард ЛинклейтерДэвид ФинчерАлександр Пейнбратья КоэнДжеймс Грей и Пол Томас Андерсон умудряются делать свои фильмы, и Полу удалось не только снять «Мастера» на 70-миллиметровую плёнку, но даже показать его на плёнке в нескольких городах. Все, кому есть дело до кино, должны быть благодарны за такое положение дел. 

    Меня также трогают успехи творцов, которые продолжают делать свои картины по всему миру — во Франции, Южной Корее, Англии, Японии, в Африке. Становится всё сложнее, но они по-прежнему выпускают новые фильмы. 

    Но не думаю, что я пессимист, утверждая, что искусство кино и кинобизнес сейчас на перекрёстке. Аудиовизуальные развлечения и то, что мы называем кино — движущиеся картинки, порождение чьего-то индивидуального разума, — направляются в противоположных направлениях. В будущем тебе, по всей видимости, всё реже будет удаваться смотреть то, что мы бы сочли кино, в мультиплексах, и всё чаще и чаще — в небольших залах, в Сети, в местах и при обстоятельствах, которых я и вовсе не могу представить. 

    Так чем же прекрасно такое будущее? Тем, что впервые в истории этой формы искусства фильм действительно возможно снять за крошечные деньги. Такого нельзя было даже вообразить в дни моей молодости, и фильмы с экстремально низким бюджетом всегда оставались исключением, а не правилом. Теперь ситуация зеркально противоположна. Можно снять превосходный кадр на камеру, купленную по доступной цене. Можно записывать звук. Можно монтировать и накладывать цветовые фильтры, не выходя из дома. Всё это — уже реальность. 

    Но, при всём внимании к технической части кинопроцесса и достижениям технологий, которые привели к революции в кинопроизводстве, важно помнить об одном: технические средства не делают фильм, ты делаешь фильм. Возможность взять камеру и начать снимать, чтобы потом собрать результат воедино в Final Cut Pro, дарит необычайное чувство свободы. Но создание фильма — такого, который ты обязан снять, — это нечто иное. Тут не ищи лёгких путей. 

    Если Джон Кассаветис, мой друг и наставник, сейчас был бы жив, он бы наверняка пользовался всем тем оборудованием, какое стало доступно. Но он бы продолжал говорить то же, о чём говорил всегда — что нужно быть полностью преданным своему делу, нужно выкладываться без остатка, и нужно защищать тот проблеск вдохновения, который с самого начала заставил тебя взяться за фильм. Нужно защищать его ценой собственной жизни. В прошлом, когда снимать кино было дорогим удовольствием, мы пытались бороться с перерасходами и компромиссами. В будущем придётся ограждать себя от иных вещей: от желания пустить процесс на самотёк и позволить фильму плыть по течению, куда ему заблагорассудится. 

    Этот вопрос касается не только кино. Лёгких путей нет нигде. Я не говорю, что любое занятие обязано быть трудным. Я говорю, что голос, который тебя вдохновляет, — это твой голос, «внутренний свет», как говорят квакеры. 

    Это ты. Это истина. 

    С любовью, 
    отец.

    © Перевод Арсения Князькова.

    другие Был бы повод

    Ровно сто лет назад родился выдающийся американский режиссер Сидни Люмет. В честь юбилея одного из главных авторов Нового Голливуда вспоминаем опубликованный в 2019-м материал Кирилла Горячка о самых важных работах мастера.

    В прокате идет мистический хоррор, объединяющий стилистику ретро, христианские мотивы и формат «найденных пленок». Дмитрий Соколов разбирает все нюансы одного из самых ярких жанровых хитов последнего времени.

    10 июня исполнилось 60 лет Эндрю Никколу — режиссеру «Гаттаки» и «Оружейного барона», а также сценаристу «Шоу Трумана». Дмитрий Соколов разбирает сквозные темы работ мастера интеллектуальной фантастики.

    КОММЕНТАРИИ 51
    Золотые слова! Хотя мне всё больше видится пессимистичный сценарий развития ситуации. Скорсезе же пытается храбриться. )
    Это честное письмо, уважение и почёт Мартину за это. В отличие от Спилберга и Лукаса, которые сами создали развлекательный блокбастер как жанр, а потом жалуются, как стало тяжело снимать кино.
    Создание Спилбергом блокбастера совершенно не подразумевало то, во что это вылилось сейчас.
    Кинематограф сам по себе рано или поздно умрет. Театр умер, опера умерла, балет ели дышит. Теперь на их месте шоу. А кино поглотят HBO, Netflix и другие. Да, сейчас за 20 тыс. енотов можно снять шикарный фильм и собрать кассу в пару млн. Доступных камер на каждом шагу полно. Про все остальное и говорить не приходиться. Если не жалко 50 тыс., студия в гараже готова. Но эти самые технологии убивают кинематограф. Раньше операторы сутками работали ради того, чтобы словить луч света на лице героя, а сейчас это делает за 3 минуты Maya. В остальном такие же дела.
    Подписываюсь под тем, что идет до "Но эти самые технологии убивают..."
    Вообще заметил тенденцию того, что по ТВ (как Вы заметили НВО и др. каналы) выпускают продукты на много качественнее, чем те что делают на большом экране.
    А Вы спросите хоть одного режиссера монтажа или оператора, что такое монтаж по свету и тональности кадра? Они Вам пальцем у виска покрутят и за 5 минут на лаптопе набросают цветокоррекцию, которую раньше делали на аппаратах с размером в тепловоз и то только тем, кто мог себе это позволить. С этим спорить сложно. 20 сценаристов на одну 45 минутную серию против 1,5 часа одного человека.
    Но разве не в этом вся прелесть?
    Для меня прелесть, когда съемочная группа из 10 - 20 человек работает адским трудом и рождает картину, а не сотня ботанов за компами, рисующих все подряд.
    К сожалению, мало кто сейчас так думает...
    А зачем вдаваться в крайности? Ну, вот допустим Хоббит - это что по-вашему? Сотня ботанов?
    То есть для вас прелесть сам процесс, а не конечный результат?
    В чем прелесть? В том, что сейчас именно никто не парится и картинка у 99% фильмов до тошноты искусственная?
    Я бы хотел возразить, приведя пример фразой из фильма "Москва слезам не верит" ... "Не будет ни газет, ни книг, ни кино, ни театров, а будет одно сплошное телевидение". И через много лет эта фраза героя сохранилась, но не состоялась.
    И по поводу частных студий и технологий: творцу это только помогает - Роберт Родригес
    Питер Гринуэй другого мнения. Даже целый спектакль поставил о пульте для ящика )
    Да и никто раньше предположить не мог, что 35 мм. пленка станет роскошью, а матрица современной кинокамеры, которая сейчас стоит 1500, 5 лет меньше чем за 10 тыс. купить нельзя было. Black Magic и Bolex сколько шума за последний год наделали, что сам Ховард хотел "Rush" на них снимать, да вот только их в продаже еще не было.
    Да, цена у них, конечно, удивляет...Вместе стоят дешевле, чем одна самая задрипанная 35мм Arri или Panavision...
    Panavision, особенно ту, которая у Вас на аве, как впрочем и все камеры купить нельзя, а только взять в аренду, стоя в очереди. А ARRI не такие уж и дорогие, но есть одно но. Купил дешевую камеру, потратил в четыре раза дороже самой камеры на комплектующие и обслуживание. Сплошные евреи )
    Насчёт "только в аренду" знаю, как-то давно смотрел всё это, как школьник наивный, на eBay даже искал, интересно было)...Но как раз про это и говорил, что одну старую такую взять на прокат дороже, чем новую цифру купить... Рад, что признали, ну не актёра ж мне на аву ставить)...
    PTA, наверное, самый везучий. Иметь спонсоров-фанатов да еще и владельцев Oracle не каждому суждено.
    В капсулу времени бы подобное послание, как бы не банально звучало. А так все скоро забудут (не дочь, конечно) эту правду жизни в словах гения, если не пророчество.
    Марти всё сказал так, что уже ничего и не хочется говорить... Да и нам грех жаловаться, мы ещё застали кинематограф во всей его красе, как искусства... А вот что будет в будущем - большой вопрос...Но то лишь дело времени...
    Да всё в порядке с ним будет, нас с вами не спрашивали и не будут.
    Нас с Вами - может быть, никогда не спрашивали и не будут...Других зрителей - пусть косвенно, но некоторых как раз и спрашивают, что дальше создавать..."Спрос рождает предложение"... И перечитайте моё сообщение, я не говорил, что с кинематографом, как искусством, всё плохо...Наоборот, мы увидели множество прекрасных фильмов и застали эпоху самого бурного развития кино... А для уверенности говорить, что с кинематографом - как искусством, а не индустрией - в будущем "будет всё в порядке" - ни у Вас, ни у кого-либо, нет твёрдых оснований...
    Да я, собственно, тоже не утверждал что всё плохо. Говорил, что индустрия не считает, что чье-то мнение из простолюдинов, вроде нас с вами на что-то влияет и, строго говоря, они правы: Трансформеры собирают кассу, что бы мы тут ни говорили и тоже самое касается западного телевидения. А давайте пойдём немного дальше: вот фильм "Жизнь Пи" - он как? Плохой? На мой взгляд - роскошный. Хотя обусловлен во многом именно достижениями технологий. И заметьте, не Скорсезе его снял. Не на 35мм он снят, но тем не менее захватывает, не правда ли? И я вот считаю, что будущее за этим: за тем, что талантливые люди найдут правильное (подчеркиваю, правильное) применение технологиям и вообще достижениям индустрии для создания качественного, современного кино. Не тупое, извиняюсь, фапанье на олдскульные методы, а адекватное применение достижений технологий - к месту и ко времени.

    а адекватное применение достижений технологий - к месту и ко времени.

    Будем надеяться, что в будущем так и будет...Возможно, Марти так же надеется на это, потому и написал любимой дочери, что "будущее кино прекрасно"...Все родители подбадривают детей, и мэтры кинематографа не исключение)... А в нашей действительности, пока что, всё как раз наоборот...И "Жизнь Пи" - это исключение из правил, которое... Вот об этом и говорил старина Скорсезе...
    Имхо, нельзя не пользоваться чудесами технологий и настоящие профессионалы должны уметь приспосабливаться. Тот же Риддли Скот не стесняется использовать графику чуть ли не в половине сцен (это я про Прометей), про Кэмерона вообще молчу. И что? Неужели это не авторитетные режиссеры? Или недостаточно "олдскульные"? Да всё при них и никто из них не ноет, мол, "кино уже не то". Всё это касается не только графики, но и всех процессов продакшена - зачем делать что бы то ни было допотопными способами? Пользоваться готовыми решениями проще, дешевле и быстрее - это очевидная же выгода. К чему кривляться и корчиться, не понимаю. Меняйся или сдохни (с) Да, снимать стало легче и дешевле - вылезло куча людей, отдалённо касающееся кино как искусства. Но об этом ли Скорсезе? Неужели он всерьёз считает, что дешевые CGI-фильмы конкурируют и вытесняют с рынка сильных специалистов?

    Неужели он всерьёз считает, что дешевые CGI-фильмы конкурируют и вытесняют с рынка сильных специалистов?

    Вы знаете сколько компаний было на территории Warner и Universal, которые изготавливали все возможные костюмы и спецэффекты сродни тому, что было в оригинальном "Нечто"? Больше сотни.
    На сегодняшний день, благодаря CGI все они банкроты. И если такие умельцы нужны, как тому же Джексону, приходится создавать департамент под фильм, что увеличивает его стоимость.
    И что тут не так? Всё именно по такой схеме и происходит, во всех индустриях. Как вот аппл из горстки энтузиастов перерос в могущественную корпорацию. Да, конечно приятно посмотреть, как эффекты делались до CGI и какими были находчивыми и фанатичными те люди и в то время. Но время идет, не нужны уже сотни людей для этих задач, как и в аппл больше никто не паяет на коленке в гараже.
    Хорошо сказал. Я думаю никто не может предугадать будущее, будущее кинематографа в частности. Все зависит от слишком большого количества факторов. Индустрия стремительно развивается и этот огромный кино-локомотив уже (или пока) не остановить. Возможно кино действительно приобретет другую форму, возможно поменяются цели и средства или зритель потеряет всяческий интерес и оно станет уделом избранных киноманов (настоящих преданных синефилов), или же генератор случайных сценариев будет писать фабулу, а андроид, собранный на коленке где-нибудь в Китае совершит все виды продакшенов и выпустит готовый CGI продукт на радость миллиардам. Будущее размыто. Известно только одно - все в руках людей. В руках тех, кто делает и кому небезразлично.
    Я с Вами согласен, но только отчасти. Конечно, точно назвать дату и характер изменений никто не сможет, но направление развития запросто. Марти именно это и сказал.
    Сказал то хорошо, не спорю. Уважаемый режиссер с огромным стажем, да он не мог просто сказать подругому. Вопрос, зачем? Через свою призму многолетнего опыта, красивого текста и упаковки (открытое письмо дочери) выдать очевидные вещи...и все восхищаются. Почему? Никто не предполагал о развитии технологий, что без труда ничего не получится и кино это бизнес? Или все ждали когда это скажет Скорсезе? Ок , Мартин, даже при наихудшем сценарии полнейшего деградирования киноиндустрии развиваются другие сферы. ТВ - "во все тяжкие", "декстер", "игра престолов", "шерлок"...да когда я их увидел мне вобще в кино ходить расхотелось на какое-то время, насколько там все качественно. А игровая ниша - "bioshock infinity", "gta5" - эти шикарные моменты, которые не подарит ни одно кино. Вобщем отвлекся...про письмо - если бы этот текст написал например Майкл Бэй - вот тогда бы у меня глаз задергался и пел бы дифирамбы. А так по ощущениям - это как трейлер интерстеллара - очевидно что ничего не понятно, но это же Нолан, надо восхитится )) ИМХО, не ругайте.
    Не будем, Ваш пост на столько же правильный, как и письмо Марти.
    Так дело как раз в том, кто это говорит. Если мы с Вами - это одно, если один из крупнейших режиссеров современности - совсем другое. Самому Скорсезе грех жаловаться, но даже с учетом этого перспективы кинематографа, как я понял, его не прельщают. А слова в письме о том, что будущее "прекрасно" - это для дочери, чтоб не плакала. )) По общим интонациям всё понятно.
    Поддерживаю!

    Мотивом, побудившим режиссёра обратиться к эпистолярному жанру, стало положение дел в современном кинематографе.


    Или очевидный недобор "Волка..." в домашнем прокате.
    Простите, недобор чего? Сомневаюсь, что Марти рассчитывал на кассу.
    Да. Все так. Очень по нраву мне общий посыл - "Не теряй творческой искры и гори своей идеей!" Именно идея рождает искусство в фильме. Но и реализация этой идеи играет важную роль. Потому и прекрасно будущее. Сколько фильмов с хорошей идеей разбивались о бездарную или просто плохую реализацию. Вот потому и важно при нынешнем прогрессе технологий не забывать о смысле, содержании и духовности своего творения. Даже здесь, каким-то невесомым образом в тексте чувствуется режиссерская рука самого Скорсезе. Мастер, что тут скажешь.
    Сильно!
    Все восхищаются Гравитацией. Возможна ли она без новых технологий? Конечно, нет. Все восхищаются Жизнью Пи. Возможна ли она без технологий? Разумеется, нет. Это даже не будущее, это существующее положение дел - современное кино без CGI, без применения современных технологий, без использования наработок индустрии невозможно. И почему "кто-то" пытается этому противодействовать? Да только потому, что привык делать что-то по-своему. Меняться сложно, страшно, а в таком возрасте еще и опасно - есть вероятность показаться смешным. "Как бы анекдота какого-то не вышло" (с) "Идиот". И почему никто не видит объема проделанной работы? Неужели кто-то считает, что говорящий, летающий Смауг - это в первую очередь заслуга CGI-специалистов? Неужели никто не видит за этим колоссальную работу режиссера, актера озвучки, постановщиков и пр.? Я апплодирую людям, вроде Джексона или Джонса стоя. Апплодирую не за то, что в их фильмах все эффекты выглядят красиво, к месту и ко времени (хотя это тоже их заслуга), а за то, что молодые люди вроде этих двоих считают это нормальным: использование всех достояний современной индустрии кино да и вообще всего, что способно сделать кино лучше - нормальным и даже больше, необходимым для создания качественного, современного продукта. Друзья, я могу ошибаться в суждениях, но чёрт меня подери, Гравитация - это лучшее, что было в кино за последних несколько лет (а то и лет 10).
    Согласен, Куарон вдохновленный своей идеей с помощью последних достижений человечества создал прекрасный фильм.
    Гравитация - точно не лучшее, но ладно, дело вкуса. Я собственно вот что хотел вам лично ответить, потому что многие ваши комментарии пронизаны идеей, будто Скорзесе против современных технологий. Это не так, и "Остров Проклятых", "Авиатор", "Хранитель Времени" - лучшие тому доказательства. Ваши примеры и Скорсезе, наверняка, не побрезговал бы упомянуть. Тем более среди примеров Мартина есть режиссеры, использующие CGI нередко и метко. Речь скорее о том, что всё больше и больше появляется продукта в духе "Трансформеров" и прочего подобного говна (вы не подумайте, я сам с удовольствием иногда его смотрю, но не больше одного раза), которое завлекает исключительно эффектами. В принципе, Скорсезе не первый, кто высказывается на эту тему. Из недавних было подобное у Содерберга.
    Ну CGI не первый день и не второй существует, и до недавнего времени применялось оно вполне уместно. В отличие от приведенных Вами примеров. И кстати и без CGI многое возможно - сравните "Кинг Конг" 1978 и 2005.
    В Гравитации от актеров только лица, остальное комп.технологии, скорее фильм больше демонстрирует возможности этих самых технологий, а не игру актеров, например. Но допустим мы доживем до момента, когда реально фильмы будут снимать в космосе, первый же фильм заткнет Гравитацию. А по поводу технологий: Final Fantasy: The Spirits Within в свое время тоже предрекали сделать переворот в киноиндустрии - замену живых актеров компьютерными, но при всей правильности, красоте и куче технологий фильм оказался провальным...
    Очевидные вещи, а читать все равно приятно.
    Вообще не понял, в чём его проблема. Технология создания кино меняется. Сделать фигню может каждый, шедевр, как и раньше - единицы. Жизнь продолжается. Что в этом плохого?
    Плохо то, что зритель тупеет, и фигня окупается похлеще интересного сюжета. Но это не только в кино происходит, так что всё ок. Скорсезе просто не в тренде.

    фигня окупается похлеще интересного сюжета.

    А когда было иначе?
    Иначе было, например, в 70-е, когда кассовыми рекордсменами были фильмы Копполы. А потом пришли Лукас и Спилберг и в кинотеатры хлынула детвора с попкорном.

    Плохо то, что зритель тупеет...

    Но это же не от тупости, а от неполноты знания. Проблема в том, что мы, народ, теряем корни, не хотим знать, что было 10-20 лет назад. Сейчас кино - это развлечение с чипсами и пивом. Когда мне кто-то говорит что фильм "Время" - это шедевр и ничего круче нет, я даже спорить не берусь, т.к. понимаю, что это бесполезно. Есть гурманы, которые ищут, что-то интересное, а есть масса, которая ест то, что доступно и вкусно приправлено :), на них и направлена вся индустрия кино. А для хорошего фильма главное - это идея и реализация :) А от использования новых технологий реализация не может стать хуже, скорее наоборот.
    Мартин ни на что не жалуется. Он просто ностальгирует по уходящему или уже ушедшему "золотому" на его взгляд веку (времени) кино. Технологии развиваются слишком быстро и великий режиссер не успевает или более вероятно не хочет успевать за ними. Он признанный мэтр современного и прошлого кинематографа, поэтому может позволить себе снимать все что ему вздумается без CGI, без 3D на старую пленку. Факт в том, что при нынешней публике, вскормленной на блокбастерах, такое кино переходит в разряд авторских и ничего не зарабатывает на рынке.
    Марти - мой намбер уан и обойти сие событие стороной я, конечно, не мог:)
    Но, к моему великому сожалению, согласиться со Скорсезе не могу. Не могу, похоже, ни с одной мыслью в данном письме.
    Во-первых, сразу хочется заметить, что обязательным условием кассы любого фильма является элемент развлечения (будь то юмор, романтика, трилл, экшн, лихо закрученный сценарий, заставляюший составлять логические цепочки), иногда, реже, агрессивная реклама, Оксаровские номинации. И происходит это независимо от того, как его оценят критики. А настоящее киноискусство лежит на винчестере настоящих рокнрольщиков:) Так было всегда и, наверное, будет.
    Во-вторых, всегда есть люди (и их большинсво), которые начинают заниматься кинематографом не ради денег, а ради идеи, искусства. Ну кто полюбил кино и решил им заниматься с мыслью "А заработаю-ка я немного деньжат" ? Такие есть, но мало. И опять же, так было и, наверное, будет всегда.
    Режиссеры в процессе своей творческой эволюции, конечно, меняются, прогибаются и становятся бизнесменами или точнее бизнес-подстилками. Но, не все. И не все те, кто дает на это деньги. Хотя, соглашусь, что возможно последних становятся всё меньше. Но...:)
    В-третьих, авторское кино чаще всего, к счастью не требует огромного бюджета. Это раз. И два, то, что, как уже отметил Марти, сейчас кинопроизводство становится все доступнее. Да, в кино становиться намного больше "левых" людей, которым просто нечем заняться. Но, самое главное, ЛЮДЕЙ, ДЛЯ КОТОРЫХ КИНО - ЭТО ИСКУССТВО, НЕ СТАНОВИТСЯ МЕНЬШЕ!
    Например, есть человек, котрый хочет заработать очень-очень много денег (даже бизнесом занялся), для того, чтобы снять кино, которое он хочет снять всю жизнь:) И с какой стати он такой один и таких больше не появится? Так было и так будет всегда. P.S. : Люблю тебя, Марти. Не впадай в депрессию;)
    было ведь сказано, человек снимает, человек наполняет, а техника это техника...
    т.е. если будет содержимое, до лампочки на какую камеру снято, с фотографией идентично.
    ширпотреб Это явное доминирование бизнеса над идеей а отсюда содержимым.
    я думаю что будут снимать и то и другое, на одном зарабатывать деньги, на другом золотых человечков получать. т.е. грубо некая пропорция сохранится.

    ОТПРАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
    • I
    • B
    • Цитата
    • Спойлер
    Kinomania.ru
    Контакты: Телефон:+79167283638, Адрес: Info@kinomania.ru, Главный редактор: Горячок К.Л.