«Жесть»
Реж. Денис Нейманд, 2006
Антон Черняк, он же Шило, вокалист группы «Кровосток», еще в 2002 году, то есть за год до образования самого «Кровостока», снялся в эпизодической роли в клипе Wildman другой группы – «Корабль». Примечательно то, что режиссером клипа выступил Сергей Лобан, в будущем автор «Пыли» и «Шапито-шоу», а главную роль сыграл легендарный основатель киностудии «Трома» Ллойд Кауфман.
Однако через несколько лет, когда «Кровосток» скрипел из всех колонок отечественных интеллектуалов, уже вся группа отметилась в питерском суперпроекте «Жесть» – собственно название картины сразу же отсылает к одному из первых хитов «Кровостока». Сам фильм в конечном итоге погряз в непомерном количестве аттракционов «для своих», не всегда при этом четко связанных сюжетно. Впрочем, это не помешало «Жести» стать культовой, благодаря ярким образам, созданным огромным количеством звезд в регистре от Михаила Ефремова до Сергея Шакурова, и выдающейся работе художников и декораторов. Ну и «Кровосток», выглядящий тут как постсоветский ответ «Безумному Максу», на мотоцикле с коляской и в фашистских касках, весьма этому способствовал.
«Даже не думай!»
Реж. Руслан Бальтцер, 2002
Лента «Даже не думай!» для того времени была своего рода прорывом. Своеобразный кинокапустник из шуток, цитат, нахальных заимствований, музыкальных треков идеально попадал в свою целевую аудиторию: подростки проголосовали рублем, и «Даже не думай!» стал одним из первых отечественных лидеров российского проката. Двумя годами позже, освоив больший бюджет, Бальтцер снял и сиквел: «Даже не думай-2: Тень независимости». Во все этом винегрете было не так много смысла, но он все-таки оставался симпатичным. Внутренняя атмосфера фильма не была тогда еще пропитана коммерцией в том виде, как мы ее знаем теперь – это больше было похоже на лихую фарцовку. Ну, и конечно, Дельфин, в обеих частях сыгравший персонажа по имени Лео, отвечал в немалой степени за создание этой атмосферы: за фарцу он знал еще на заре своей юности.
«ПираМММида»
Реж. Эльдар Салаватов, 2011
Богдана Титомира называют первым отечественным исполнителем хип-хопа и чуть ли не основоположником. Многое в его тогдашнем творчестве кажется сейчас абсолютно смешным, но есть и несомненно положительные качества: например, его умение в выстраивании собственного образа никогда не делать выбора между искренностью и тотальным гротеском.
Еще в 90-х Бо снялся в бесстыжей версии «Новейших приключений Буратино» в компании соответствующих звезд того времени, а в 41-й серии «Зайцев+1» уже нашего десятилетия снялся в роли самого себя. Однако самой значительной его работой в кино следует признать участие в картине «ПираМММида», снятой по сценарию самого Сергея Мавроди. Лента получилась неоднозначной, но это уже по крайней мере самое настоящее прокатное кино с неплохим режиссером и внушительным кастингом. Титомир здесь опять играет самого себя. Ну а кого еще должен играть «основоположник русского хип-хопа» в картине про главную махинацию последнего времени?
«Егор Шилов»
Реж. Евгений Герасимов, 2017
Guf, он же Алексей Долматов, сооснователь группы CENTR, известен любителям кино прежде всего по пиратской заставке azino777 , которая сильно портит нервы во время кинопросмотра. (За тем же занятием замечен и Витя АК. Под ту же музыку из ролика azino777, кстати, он появляется и в «Клубаре».) Guf также участвовал еще и в первом «Газгольдере. Фильме».
Помимо этого Долматов озвучивал персонажа «Пятого» в русской версии анимационного фильма «9», снятого продюсерским тандемом: Тим Бартон – Тимур Бекмамбетов. А вот самую выдающуюся его работу в кино увидеть пока мало кому удалось. Криминальная драма «Егор Шилов» была показана всего несколько раз, после чего режиссер засел за вторую версию фильма. Когда она появится на свет, неизвестно, но очевидно, что авторы, дав своему главному герою такое имя, вдохновлялись полнометражным дебютом Никиты Михалкова. Помимо Gufа в картине снялись эротическая модель Катя Самбука и братья-электроники Торсуевы. В свете сложившейся неопределенности вокруг «Егора Шилова» возникает большое количество домыслов и кривотолков, что однако вполне рифмуется с образом группы CENTR, которую всегда окружали недомолвки, сплетни и конфликты.
Piter by Каста
Реж. Алексей Соболев, Фил Ли, 2017
Пожалуй, самая мощная рэп-группировка «Каста» единым составом поучаствовала в во второй части кинопризнания в любви к северной столице Piter by. Мало того, музыканты фактически расписались в своем признании, прибавив к названию слово «Каста». Они объясняют, что это небольшое допущение: если бы они родились не в Ростове, а в Питере, все могло бы быть так…
Первый альманах был снят одним Соболевым годом раньше, и в нем уже среди прочих были задействованы такие звезды, как Константин Хабенский, Евгений Цыганов, Гаркуша и др. Во втором сборнике главные роли отданы непосредственно участникам группы: каждому по новелле. Впрочем, ассистируют им весьма серьезные актеры: Артур Смольянинов, Ксения Раппопорт и даже вечно молодой Александр Галибин. Выходит, часа экранного времени «Касте» достаточно, чтобы подтвердить свой солидный статус.
«Рассказы»
Реж. Михаил Сегал, 2012
Участники группы «Каста» достаточно активно занимаются и своим сольным творчеством. И в кино, кстати, тоже. Так, например, Влади (Владислав Лешкевич) снялся в роли «писателя», связующей все четыре новеллы в нашумевшем полнометражном дебюте Михаила Сегала «Рассказы». Картина получила по большей части хорошую критику, целый ряд призов и, главное, зритель хорошо принял фильм. Таким образом, Влади достучаться до сердец своей аудитории не только вербально, но и визуально.
«Рвы»
Реж. Олег Груз, Ден Крючков, 2008
Василий Вакуленко тоже не сидит сложа руки. Он выдает на гора кучу музыкального продукта как Баста, как Ноггано, как N1NT3ND0 и как участник «Касты». Мало того, он был даже послом ЧМ по футболу от Ростова. Ну и, конечно, он активно присутствовал в кадре и в «Газгольдере. Фильме» и в «Газгольдере. Клубаре». Впрочем, у него вообще солидная фильмография. И в первую голову представляют интерес такие картины с его участием, как «Чайный пьяница», «Рвы» и «Пруха». При этом во всех этих картинах он не только играет, но еще и числится сценаристом, а в первой – еще и режиссером. Проблема в том, что все три эти ленты никто не видел. Они запущены были порядка 10 лет назад, но до сих пор кроме трейлеров ничего не представлено публике. Так что при всей своей активности Баста – главный кинодолгостройщик от хип-хопа.
«Жара»
Реж. Резо Гигинеишвили, 2006
Давид Нуриев получил свое погоняло «Птаха» в честь героя Тупака Шакура из фильма «Над кольцом». Однако в отличие от Тупака, который в основном снимался в реалистичных независимых драмах, Птаха начал свою актерскую карьеру в гимне гламура жирных нулевых «Жаре». Неудивительно, что компанию ему здесь составляют Тимати и прочие экранные символы того времени вроде Светланы Бондарчук, Константина Крюкова и Игоря Верника. Закрепил же Птаха свое актерское амплуа участием в проекте самого Федора Бондарчука «Обитаемый остров».
«Продается дача»
Реж. Владимир Потапов, 2005
Кирилл Толмацкий, он же Дэцл, с начала нулевых отвечал за детско-подростковый извод отечественного хип-хопа. Не успев еще толком повзрослеть, Дэцл дебютировал в кино. Это произошло в 2005 году в фильме «Продается дача», снятом в стилистике постсоветского «Ералаша». Играет он здесь Васю, экранного внука Александра Панкратова-Черного – жанр выдержан. Вася, не сомневайтесь, увлечен рэпом: для того времени данный стиль музыки большинством аудитории воспринимается исключительно как комедийный. Однако развернутся Дэцлу толком не дадут: за музыкальное оформление кинокартины отвечает здесь Сергей Трофимов.
«Гитлер капут!»
Реж. Марюс Вайсберг, 2008
Занимающий четвёртое место в рейтинге журнала Forbes среди российских знаменитостей Тимати не обошел стороной и кинематограф. Он активно дублировал иностранные ленты («Артур и минипуты», «Лови волну!» и др.), а также снимался в отечественных – в основном сериалах. Однако были и большие картины. Помимо вышеозначенной и логично вписывающейся в творческий путь артиста «Жары» есть еще и роль с говорящим именем 50 Бундес Шиллингов в сливай-воду-комедии «Гитлер капут!» И тут Тимати верен себе: с одной стороны, картина получает антипремию «Серебряная калоша», а с другой – она становится лидером проката.
«Empire V»
Реж. Виктор Гинзбург, 2019
Проиграв баттл у Гнойного, как мы все понимаем, Oxxxymiron только выиграл. Чуть ли не самый образованный отечественный рэпер планомерно движется вдоль своего творческого пути, и сейчас, похоже, пришло время осваивать кинематограф. Мирон Федоров – так его зовут в миру – сейчас снимается в экранизации романа Виктора Пелевина «Empire V», мало того, в одной из главных ролей. В партнерах у него Павел Табаков, Михаил Ефремов, Владимир Епифанцев и др. За режиссуру отвечает Виктор Гинзбург. И вот тут-то главная опасность: предыдущая работа Гинзбурга над пелевинским материалом («Generation П») длилась более пяти лет.
After party
Реж. Дмитрий Булныгин, 2007
After party – это 10 минут отчаянной русской пьяной энергии: то смешной, то страшной. По сути все это время двое персонажей то выясняют отношения, то дерутся, при этом непонятно, где тут чистейший док, а где герои наигрывают. Один из персонажей – известный видеохудожник и инициатор проекта «Чепуха» Дмитрий Булныгин (автор клипа Пахома «Жизнь – веселый карнавал»), он собственно режиссер фильма. Второй – Илья Фальковский, художник, писатель и автор текстов рэп-группы «ПГ». Именно он написал первый текст для Антона Черняка «Текстили» (тогда еще в составе «ПГ»), а важная для современного момента рэп-группа «Ленина пакет» вообще называет Фальковского «основоположником отечественного андеграундного рэпа». Ну собственно каков исполнитель, таков и фильм.