Результаты Каннского кинофестиваля этого года вызвали небывалую волну обсуждения среди критиков и киноманов. Прав ли был Джордж Миллер, отдавая главный приз Кену Лоучу, мы сможем объективно судить только через несколько лет. Впрочем, внезапная всенародная любовь вряд ли ждет ленту «Я, Дэниел Блейк». Поэтому Киномания собрала 10 самых кассовых призеров фестиваля всех лет, которые на собственном примере доказали, что кино может быть одновременно и артовым, и успешным.
Режиссер Мартин Скорсезе, 1976
кадр из фильма
$28 262 574Когда картине «Таксист» вручали каннское золото, ее создатель Мартин Скорсезе находился на другом континенте — работал над новым проектом, фильмом «Нью-Йорк, Нью-Йорк». Он покинул Лазурный берег, не дождавшись церемонии закрытия, поскольку не ждал от каннского жюри ни наград, ни признаний: он знал, что его председатель, драматург Теннесси Уильямс, испытывал по отношению к «Таксисту» нечто среднее между ненавистью и отвращением. Аналогичной оказалась и реакция зрителей: премьера кровавой драмы сопровождалась возмущенными криками, вручение «Золотой пальмовой ветви» — улюлюканьем и свистом. Свистели, впрочем, не все. Ползала рукоплескали победителю стоя, приветствуя фильм, который в будущем займет одну из верхних строк во всех списках лучших картин.
Режиссер Боб Фосс, 1979
кадр из фильма
$37 823 676После того, как Федерико Феллини выпустил в свет свою режиссерскую исповедь под названием «Восемь с половиной» (1963), в авторском кино появилось новое модное направление — полубиографические фильмы, которые знакомят публику с творческим процессом, изнанкой кино. «Предостережение святой проститутки» — это откровения от Фассбиндера; «Американская ночь» — от Трюффо, «Весь этот джаз» — от хореографа и режиссера Боба Фосса, который, точь-в-точь как герой этой картины Джо Гидеон, перенес сердечный приступ в разгар постановки и разрывался между Бродвеем и миром кино. Фильм, получивший главный приз 33-го Каннского фестиваля и $37 млн в прокате, рассказал нам о том, как должен начинать свое утро настоящий творец. Глазные капли, музыка на кассете, стимуляторы, душ с косячком. И коронная фраза: «Шоу начинается!»
Режиссер Джейн Кэмпион, 1992
кадр из фильма
$40 157 856Мелодрама о немой пианистке из середины позапрошлого века, которую пронизывает поистине гениальный саундтрек Майкла Наймана, появилась под дружный хор восторженных возгласов. Как писал главный американский кинокритик Роджер Эберт: «Перед нами — тот редкий фильм, который раскрывает не просто историю и не просто героев, но целую вселенную чувств». Перед нами — фильм, позволивший ее создательнице Джейн Кэмпион сходу стать каннской легендой. Ни одному уроженцу Австралии и Новой Зеландии не удавалось ранее покорить Дворец фестивалей, расположенный на набережной Круазет. Ни одной женщине-режиссеру — ни до «Пианино», ни после — не доводилось покидать Лазурный берег, прижимая к груди каннское «золото» в 24 карата.
Режиссер Майк Ли, 1996
кадр из фильма
$52 017 292Британский долгожитель Майк Ли пять раз участвовал в Каннском фестивале как конкурсант и дважды увозил домой, на самый большой европейский остров, престижные статуэтки. За «Обнаженную» (1993) его наградили как лучшего режиссера. За насыщенный иронией и сарказмом фильм «Тайны и ложь» (1996) — «Золотой пальмовой ветвью» и призом экуменического жюри. Прогремевшая в Каннах картина, которая грешит то слащавостью, то излишней чернухой, в мировом прокате заработала $52 млн, что стало лучшим результатом в режиссерской карьере Ли. Его знаменитая «Вера Дрейк» (2004) не собрала для сравнения даже тринадцати миллионов. А тоже ведь победитель — только венецианский.
Режиссер Терренс Малик, 2010
кадр из фильма
$54 303 319Четверть века готовился Терренс Малик к созданию своего «Древа жизни». Проводил кастинги, приступал к производству, но ставил проект на паузу, чтобы еще раз поразмышлять о смысле картины. Публика, слишком много ожидавшая от многострадального фильма, разделилась после премьеры на два равных лагеря. Одни восхищались — вторые в недоумении потирали глаза: дескать, что это было? Одни называли «Древо жизни» изящной работой об устройстве вселенной и сотворении мира — вторые морщились, употребляя при описании фильма такие слова, как «помпезность», «высокопарность» и «пафос». Как бы то ни было, именно Терренс Малик получил в 2011-м каннское «золото», обойдя на повороте Альмодовара, Триера, Паоло Соррентино и бельгийских братьев Жан-Пьера и Люка Дарденн. Но за хорошие сборы ($54 млн в международном прокате) стоит благодарить не Канны, а снявшихся в фильме звезд. В главных ролях — Брэд Питт, Шон Пенн и Джессика Честейн.
Режиссер Роберт Олтмен, 1969
кадр из фильма
$81 600 000Чтобы пересчитать комедии, удостоенные «Золотой пальмовой ветви», хватит пальцев одной руки. Картина Роберта Олтмена, послужившая основой для целой франшизы,— в этом списке одна из ярчайших. От фильма, на съемках которого объединились неопытные новички, непризнанные новаторы и голливудские аутсайдеры, никто не ждал впечатляющих результатов (исполнитель главной роли Дональд Сазерленд вспоминал, что не мог себе позволить до этой картины даже чашечку кофе, Роберт Олтмен уже имел репутацию любителя чересчур нестандартных решений, которого то и дело увольняли с проектов, а сценарист Ринг Ларднер только-только покинул черный список отлученных от Голливуда людей). Получился — один из лучших антивоенных фильмов в истории, который в 23 раза превзошел в американском прокате свой скромный бюджет.
Режиссер Фрэнсис Форд Коппола, 1979
кадр из фильма
$83 471 511В 1979 году, спустя несколько лет после бесславного окончания войны во Вьетнаме, публика познакомилась с великой антивоенной картиной Фрэнсиса Форда Копполы, при создании которой режиссер похудел на 45 килограммов. Принято считать, что главный «Оскар» не достался «Апокалипсису сегодня» лишь по одной причине: годом ранее академики признали лучшим фильмом «Охотника на оленей» — другое киновысказывание о вьетнамской войне. Зато в Каннах Копполе вручили не только пальмовую ветвь, но и приз ФИПРЕССИ, и фильм, втрое превысивший свой первоначальный бюджет (он вырос в процессе с $12 млн до $40 млн), умудрился и окупиться, и принести прибыль создателям. Пройдет много лет, и режиссер не без гордости скажет: «Я всю дорогу знал, что мы делаем классику».
Режиссер Роман Полански, 2002
кадр из фильма
$120 072 577Самая яркая роль в актерской карьере Эдриана Броуди, чью жизнь «Пианист» поделил на две половины — до всемирного успеха и после. Самый личный фильм Романа Полански, который годами ходил вокруг да около автобиографии Владислава Шпильмана и никак не решался на экранизацию: и потому, что близко знал выдающегося польского пианиста, и потому, что сам в раннем детстве пережил депортацию. Картина, которая не оставила равнодушными ни членов каннского жюри (под председательством Дэвида Линча), ни журналистов (хотя нашлись и те, кто обвинил режиссера в чрезмерном бесстрастии), ни зрителей: $120 миллионов сборов в международном прокате — ни один другой фильм Романа Полански даже близко не смог подойти к этой отметке.
Режиссер Квентин Тарантино, 1994
кадр из фильма
$213 928 762Когда на стол Харви Вайнштейна лег толстенный сценарий «Криминального чтива», глава студии Miramax невольно воскликнул: «Я не читаю телефонные книги». Но что-то заставило продюсера сделать судьбоносное исключение, которое привело его компанию к триумфу. Прочитав первые двадцать страниц, Харви бросился к телефону, чтобы прокричать: фильму — быть. Однако ни Вайнштейн, ни сам Тарантино не ожидали, что их новаторское творение, в котором 265 раз звучит универсальное английское ругательство f *ck, в чопорных Каннах и оценят, и наградят. После триумфальной премьеры картину смогли оценить и во всем мире: снятое за $8,5 млн «Криминальное чтиво» принесло более $200 млн прибыли.
Режиссер Майкл Мур, 2004
кадр из фильма
$222 446 320Квентин Тарантино, возглавлявший каннское жюри через десять лет после собственного триумфа, объявил о победе Мура с нескрываемой гордостью. Политизированную фестивальную публику почти разрывало от счастья. Но даже в тот момент, когда американский провокатор и диссидент поднимался на сцену за «Золотой пальмовой ветвью», никто не мог предположить, что его антибушевский памфлет «Фаренгейт 9/11» станет самым кассовым документальным фильмом в истории мирового кино (а заодно — самым кассовым победителем Каннского фестиваля). При том, что Мур не просто не боролся с пиратством, но, напротив, активно его поощрял, дабы просветить как можно большее число избирателей в канун очередных президентских выборов.