"Девушка с Монмартра" родилась 9 августа 1976 года в городе Бомон, Франция, в семье хирурга-стоматолога и учительницы. С малых лет кудрявая шатенка Одри забавляла своих сверстников непостижимой эклектичностью, чего стоит хотя бы её любовь к обезьянам. Причём, в возрасте примерно 12 лет Одри всерьёз собиралась посвятить всю дальнейшую жизнь изучению этих приматов и использовала каждую возможность, чтобы погулять по зоопарку. Благо, одно увлечение сменило другое – окончив музыкальную школу по классу фортепиано, где она время от времени участвовала в спектаклях театрального кружка, Одри поступила в престижную Сорбонну на филологический факультет, а параллельно родители устроили девушку на актёрские курсы Cours Florent. И Одри была покорена теми возможностями, которые предоставляла игра на сцене. Днём она изучала творчество Виктора Гюго, Оскара Уайльда, Пола Остера, Шарля Бодлера и всего цвета мировой литературы, а вечером представляла себя в образе героинь их романов и поэм.
Не смея надеяться на удачу, Одри приняла участие в нескольких кастингах на телевидении, и её удивительно быстро взяли на второплановые роли, в том числе в популярном сериале "Жюли Леско" (Julie Lescaut) о женщине-следователе в парижском пригороде. Там на неё и обратила внимание режиссёр Тони Маршаль – в её романтической комедии 1999 года "Салон красоты Венера" (Venus beaute institut) и состоялся полнометражный дебют Одри Тоту. За роль наивной Мари с двумя косами и большим карим вечно удивлённым взглядом Одри была удостоена премии "Сезар", как "молодая надежда французского кино". А ведь мало кто знает, что она опоздала на пробы к этой картине, примчалась на них запыхавшись, но тем и покорила Маршаль. И сразу же началась её большая кинокарьера, о которой Одри никогда не мечтала, а тут вдруг стала чуть ли не новым символом Франции.
В 2000 году на экраны обрушилось сразу четыре Одри – в комедии Хариетт Марен "Давай поженимся" (Epouse-moi), смешливой драме Сержа Мейнара "Проходимцы" (Voyous voyelles), историческом "Распутнике" (Le Libertin) Габриэля Агийона, и удивительном "Взмахе крыльев бабочки" (Le Battement d'ailes du papillon) Лорана Фирода, где она пообещала встретить большую любовь до заката дня. Но именно на постере дебютного "Салона красоты Венера" на неё обратил внимание пряничный сказочник Жан-Пьер Жене. В то время от съёмок в его долго вынашиваемом фильме "Амели" (Le Fabuleux destin d'Amelie Poulain) отказалась Эмили Уотсон, а ведь никого кроме неё (видимо, после фильма "Рассекая волны") в роли чудесной официантки с Монмартра Жене даже не рассматривал. Но вот теперь, осмотревшись по сторонам, он открыл для себя Одри, прогуливаясь около афиш недалеко от своего дома близ Бастилии.
Сказать, что "Амели" стала событием европейского кинематографа 2001 года, значит ничего не сказать. Амели Пулен покорила и увлекла зрителей своей подкупающей инфантильностью и остроумной романтичностью. А чем подкупила сама Одри, так это своей скромностью, и даже робостью – в самый разгар триумфального проката она со своей сестрой уехала путешествовать по Индонезии, где её не узнала ни одна живая душа, и даже пропустила специальный показ, устроенный лично для президента Франции Жака Ширака. К персоне Одри Тоту вдруг проявили интерес все национальные и мировые издания, но она тщательно соблюдала и соблюдает по сей день тайну личной жизни, отрицая и осуждая всевозможные сплетни. Мы знаем лишь о её увлечениях. Например, из классических композиторов ей нравятся Равель, Моцарт и Шопен. Также она любит живопись и сама неплохо рисует, боготворя полотна Тёрнера, Мане, Шиля, Ингрса и Делакруа. А её "настольными" фильмами являются "Барри Линдон" (Barry Lyndon) Стэнли Кубрика и "На последнем дыхании" (A bout de souffle) Жан-Люка Годара.
Конечно, вышедшая вслед за "Амели" городская комедия "Бог большой, я маленькая" (Dieu est grand, je suis toute petite) Паскаля Байли затерялась в её клубничной тени, хотя Одри и в ней продолжала вытворять чудесные сумасбродства. Её фотомодель Мишель меняла веру, как перчатки, и останавливаясь на одной из религий, начинала усердно изучать её традиции и претворять в жизнь обычаи. Благо, режиссёр Стивен Фрирз догадался предложить Одри кардинально сменить амплуа в его британской драме "Грязные прелести" (Dirty Pretty Things), вошедшей в конкурсную программу Венецианского международного кинофестиваля. Одри было трудно узнать в образе турчанки-горничной по имени Шинай, нелегальной эмигрантки в Лондоне, впутавшейся в тёмную криминальную историю. Позже в одном из интервью Одри даже пришлось упомянуть, что она стопроцентная француженка, поскольку в прессе появились предположения о её североафриканских, азиатских, испанских или итальянских корнях.
Однажды цыганка нагадала Одри, что в 30 лет она станет мамой близнецов. Раз так, пока есть время вволю посниматься в кино. И в 2003 году мы увидели Тоту в трёх картинах – сначала в драме Клэр Девер "Потерянные моряки" (Les Marins perdus), затем в мюзикле самого Алена Рене "Только не в губы" (Pas sur la bouche), и американской комедии Амоса Коллека "Хэппи-энд" (Nowhere to Go But Up) о француженке, приехавшей в Нью-Йорке и мечтающей покорить Голливуд. Пробежит совсем немного времени, и Одри, блестяще владеющая английским, на самом деле станет кинозвездой за океаном, при этом оставаясь жить и сниматься во Франции. Однажды она заявила: "Я не возражала бы против участия в настоящем американском фильме, лишь бы не в третьей части какой-нибудь бла-бла комедии, если вы понимаете о чём я". А в другом интервью посетовала, что "Голливуд не нуждается во мне. После "Амели" я не получила ни одного предложения, которое бы заинтересовало, ведь для меня важно, чтобы кино было чувственным, умным и тонким".
И в 2004 году Одри исполняет главную роль именно в таком фильме – вновь у Жан-Пьера Жене в "Долгой помолвке" (Un long dimanche de fiancailles). И у актрисы появляется второе, после Амели, запоминающее экранное имя – Матильда. Она родилась 1 января 1900-го, и через три года потеряла своих родителей при аварии автобуса, угодившего в реку. А ещё через два заболела и на всю жизнь осталась хромоножкой. С раннего детства она подружилась с Манеком по прозвищу Василёк, и проводив его на фронт Первой мировой войны и подумать не могла, что не увидит его на протяжении долгих лет и будет искать его, пока не угаснет чувство любви. Одной из самых почитаемых актрис Одри является Джоди Фостер, и им посчастливилось встретиться, когда Фостер согласилась сыграть небольшую, но довольно заметную и страстную роль у Жене. Безусловно, "Долгая помолвка" – одна из самых красивых и впечатляющих картин 2004 года. Кстати, тогда же Одри пригласили войти в состав Американской киноакадемии, и она откликнулась согласием.
Дважды Одри появлялась в фильмах не только Жене, но и Седрика Клапиша – после "Испанки" (L'Auberge espagnole), номинированной в 2003-ем на пять премий "Сезар", Тоту соглашается на её сиквел – "Красотки" (Les Poupees russes), или в оригинале "Русские куколки", поскольку шумная молодёжная компания во главе с персонажем Ромена Дюри, отдохнув в первом фильме в Барселоне, на очередное лето решает нагрянуть в Санкт-Петербург. И вот по окончании съёмок актриса берёт билет на самолёт и оказывается на мексиканском пляже. Там её агент сообщает, что американский режиссёр Рон Ховард хотел бы пригласить Одри в Лос-Анджелес на пробы в экранизации скандального романа Дэна Брауна "Код да Винчи". Но Одри поначалу отказывается, даже понимая, что её партнёром был бы Том Хэнкс. Дело в том, что она чувствовала себя моложе Софи Нево из книги – специалистке по разгадыванию самых хитроумных шифров. Однако Ховард оказался настойчив и уговорил её принять предложение (от которого ранее отказалась Жюли Дельпи). Так, в мае 2006 года Одри Тоту стала по-настоящему мировой кинозвездой.