Издание The New York Times попросило шесть современных режиссеров рассказать о своих самых любимых фильмах XXI века. В опросе приняли участие Антуан Фукуа («Тренировочный день»), София Коппола («Трудности перевода»), Пол Фиг («Девичник в Вегасе»), Дени Вильнев («Прибытие»), Бретт Ратнер («Красный дракон») и документалист Алекс Гибни («Гонзо: Страх и ненависть Хантера С. Томпсона»).
СОФИЯ КОППОЛА
• «Форс-мажор»
«Потрясающая игра с множеством маленьких деталей, которые так много значат».
• «Белая лента»
«Я люблю «Белую ленту» за операторскую работу, которая воспринимается такой реалистичной для периода (Германия перед началом Первой мировой войны)».
• «Дикари»
«За игру (Лоры Линни и Филипа Сеймура Хоффмана) и смесь юмора со скорбью».
• «Головой о стену»
• «Здравствуй, папа, Новый год!»
«Единственный фильм, которым мои дети и я наслаждаемся одинаково сильно. Люблю Уилла Феррелла, и фильм достаточносмешной и милый, чтобы посмеяться с детьми».
«Скарлетт Йоханссон так хороша здесь — отличный подбор актеров, и такой причудливый и инновационный подход к съемке и кастингу реальных людей. Думаю, что фильм должен был получить больше признания».
• «Суперсемейка»
• «Вместе»
«Я люблю и «Мы — лучшие!» Лукаса Мудиссона, но «Вместе», действие которого происходит в шведской коммуне 70-х, так хорош».
• «Человек гризли»
• «Ида»
• «Аквариум»
«История кажется такой настоящей — режиссеру Андреа Арнольд удалось передать смущение и чувства персонажей».
• «Из машины»
«Одной только сцены танца Оскара Айзека хватает, чтобы включить фильм в список!»
ДЕНИ ВИЛЬНЕВ
«Сцена, где Хавьер Бардем душит полицейского, до сих пор меня не отпустила».
• «Нефть»
«Есть некоторые кадры, которые засели в моем черепе, они, словно пуля, размазали мои мозги по стенке. Например, кадр, где Дэниел Дей-Льюис крестит ребенка в нефти»
• «Начало»
• «Сука-любовь»
• «Догвилль»
«Гениально».
• «Пророк»
• «Клык»
«Безумие этого фильма — одна из самых свежих вещей, которые я видел за долгое время. Лантимос — один из самых интересных современных кинематографистов».
АНТУАН ФУКУА
• «Ограды»
«Торжество актерского мастерства. Дензел Вашингтон не только потрясающе поставил фильм, но и остался совершенно веренодному из самых талантливых и прославленных драматургических произведений. Верю, что Огаст Уилсон был бы горд».
«Кино жестко переносит нас в мир, который я до этого не видел. Это не просто трогательно, это еще и искренне, опасно и увлекательно».
• «Звери дикого юга»
«Полное воображения и глубоко трогательное кино, без всяких голливудских приемов. Нераскрытый мир на нашем собственном заднем дворе».
• «Цель номер один»
«Потрясающее описание событий, которые привели к убийству бен Ладена, держит напряжение, даже в сценах, где два человека просто разговаривают в комнате. Думаю, Кэтрин Бигелоу проделала мастерскую работу, а Марк Боал написал умный, напряженный и трогательный сценарий».
• «Аватар»
• «Мюнхен»
• «Нефть»
• «Пианист»
«Не только Эдриан Броуди фантастически запечатлел Владислава Шпильмана, но и Роман Полански элегантно провел нас через эмоциональное и трагичное путешествие. Этот фильм я смотрел несколько раз, но каждый раз нахожу в нем что-то новое».
• «Порок на экспорт»
«Вигго Мортенсен сыграл одного из самых холодных гангстеров, которых я видел, его игра полна деталей, пугающая и опасная настолько, насколько это возможно. Этот фильм для меня встает в один ряд с моими самыми любимыми гангстерскими лентами, такими как «Схватка» (1995) Майкла Манна и «Славные парни» (1990) Скорсезе».
• «Гладиатор»
ПОЛ ФИГ
• «Наполеон Динамит»
«Один из тех фильмов, которые я могу пересматривать снова и снова, потому что он такой неожиданный. В комедии нам кажется, что мы видели и сделали все, а потом появляется оригинальный голос, и вы думаете: «Блин!».
• «Мулен Руж»
• «Синг Стрит»
• «Дэдпул»
• «Конец света 2013: Апокалипсис по-голливудски»
«Каждые 10-15 лет жанр комедии совершает большой шаг вперед, потому что кто-то делает нечто рискованное, это кино — тот случай. Они заставили работать те детали, которые, казалось, работать не будут — это эмоционально и смешно, а еще они сыграли сами себя».
• «Амели»
«Одри Тоту такая обаятельная и забавная в этой роли, а если учитывать стиль фильма, то это кино смотрится столь буквальным, но при этом стилизованным. Нельзя не влюбиться в героиню. Единственное мое недовольство: в последнем кадре, где герои едут на скутере, мне хотелось бы, чтобы его вела она, а парень сидел сзади.
• «Реальная любовь»
«Самая невозможная вещь на свете — перемешать несколько сюжетных линий между собой. Я просто изучаю этот фильм, и я все еще заворожен им, я все еще не знаю, как у Ричарда Кертиса так получилось.
• «Одинокий мужчина»
• «Луна 2112»
«Шедевр с одним из моих самых любимых саундтреков».
• «Казино Рояль»
«Еще один фильм, который я готов смотреть каждый день. Дэниел Крейг — мой любимый Бонд. Сцена паркура в начале — одна из лучших экшн-сцен в кино. А сцена в аэропорту с грузовиком — это не просто драка, это драма, в которой вы узнаете персонажей. Если история развивается во время экшна — это по-настоящему круто».
• «Мустанг»
«Дебют Дениз Гамзе Эргювен о пяти сестрах в Турции ошеломил меня. Как известно, я люблю фильмы, в которых женщины находят собственный путь. Кино душераздирающие, но такое красивое. Если ваш первый фильм хорош, то у людей есть возможность влезть к вам голову и посмотреть на мир вашими глазами».
БРЕТТ РАТНЕР
«Одна из лучших документалок в мире. В то время идея «оживлять» фотографии была революционной».
• «Пианист»
«Один из лучших фильмов о Холокосте».
«Тодд Филипп снимает не просто потрясающие комедии, он еще и прекрасно чувствует свою аудиторию».
• «Борат»
«Со времен Эдди Мерфи не видел таких уникальных персонажей. Да и формат революционный».
• «Социальная сеть»
• «И твою маму тоже»
«Гангстерские фильмы — мой любимый жанр, а это один из лучших современных гангстерских фильмов».
• «Рождение»
• «Роман Полански: разыскиваемый и желанный»
«Фильм Марины Зенович — один из лучших примеров того, какое впечатление могут производить документальные фильмы. Она рассказывает очень сложную историю, оставляя моральный выбор за зрителем».
«Таких кинематографистов, как Квентин Тарантино, нет и никогда не будет».
АЛЕКС ГИБНИ
• «Порок на экспорт»
• «Привратники»
• «Истории, которые мы рассказываем»
• «Город бога»
«Курица и нож! Вау!»
• «Майкл Клейтон»
«Хотите разобраться в кризисе 2008 года? Посмотрите сцену из этого фильма, где Джордж Клуни помогает клиенту, который слишком невежествен, чтобы понять, как он вляпался».
• «Лабиринт Фавна»
«Главный фильм об 11 сентября, в котором нет ни слова про Аль-Каиду или политику Иракской войны. Это кино о жесткой силе террора, с которой нельзя торговаться, и которую можно понять, только имея мудрость философа-шерифа».
• «Я вам не негр»
• «Вальс с Баширом»
• «Человек гризли»
• «Собачье сердце»
«Фильм устанавливает собственные правила походу действия».
«Сложно показать абстрактные экономические схемы понятно и весело. Это киноэквивалент Фрэнка Заппы или Captain Beefheart — создатели свободны идти туда, куда хотят. А игра Кристиана Бейла — о-ля-ля!»