Рецензия на фильм «Люди Икс: Первый класс»

1962 год. Под патронатом специального отдела ЦРУ Чарльз Ксавьер (Джеймс МакЭвой) и Эрик Леншер (Майкл Фассбендер) начинают поиски людей с генетическими отклонениями. Их задача: не просто собрать мутантов, но и обучить их пользоваться своим уникальным даром. В это время бывший нацистский офицер Себастьян Шоу (Кевин Бейкон), пользуясь собственными сверхъестественными способностями, пытается развязать ядерную войну между США и СССР. По его замыслу точкой отсчета должен стать Карибский кризис, после которого две сверхдержавы уничтожат друг друга. С помощью новых талантливых помощников Чарльз и Эрик постараются предотвратить замысел Шоу.

Идея приквела успешной (как минимум, в коммерческом плане) франшизы «Люди Икс» витала в воздухе с момента выхода «Последней битвы». Впрочем, именно эта лебединая песня Бретта Ратнера явственно намекала, что в таком серьезном вопросе торопиться не стоит. По иронии судьбы фактическую перезагрузку проекта возглавил режиссер, год назад сплясавший лихой краковяк на могильном камне (им же и водруженном) кинокомикса как такового. С другой стороны, именно приглашение Мэттью Вона придавало этому привычному для современного Голливуда действу хоть какой-то интриги. Поставленная перед автором «Пипца» задача была сложна, но, как выяснилось, оказалась посильной. Вон сделал ставку на уже опробованные и проверенные приемы, применив их, правда, в не совсем привычной для себя (ну надо же когда-то начинать) системе координат.

Созданная предыдущей трилогией кино-мифология не то, чтобы связывала руки, но задавала общий тон и настроение, полный отказ от которых мог сыграть с приквелом злую шутку. Вону было необходимо не просто экранизировать «преданья старины глубокой», но и совместить авторское видение (очевидно, отличное от сингеровского и ратнеровского) франшизы с рядом зрительских ожиданий, оправданных и закономерных. Режиссер не стал диктовать условия и формулировать новые правила игры, а скорее умело подстроился под заданный контекст, прекрасно понимая те жанровые границы, в которых оказался по собственному желанию. Рецепт кинокомикса по Вону достаточно прост: зрелищный экшн, юмор, пара-тройка драматургических узелков на втором плане, злодей-харизматик и чуть-чуть самоиронии. Главное здесь — верная пропорция и консистенция имеющихся ингредиентов.

Мэттью Вон проявил себя как деликатный и знающий толк в яствах повар: не пересолил и не переперчил, выжав максимум из имевшихся под рукой средств и резервов. Получилось из рук вон... хорошо.

Поделиться