Фильм начинается с кадров хроники, в которых американские президенты — Никсон, Форд, Картер и Рейган — объявляют наркотики национальным врагом номер один. Потом, после титра, сообщающего о реальной основе происходящего, в 1996 году начинается история журналиста Гари Уэбба (Джереми Реннер). К нему в руки, из глубин декольте знойной латиноамериканской дамы (Паз Вега), приплывает секретный протокол совещания министерства юстиции, во время которого проговаривается связь американского правительства с наркокартелями. Честняга-идеалист Уэбб суёт нос в дело национальной безопасности и вскрывает страшные факты о том, как ЦРУ продавало наркотики, а на вырученные деньги финансировало революцию в Никарагуа. Уэбб публикует серию материалов «Тёмный альянс», но за героическими статьями, делающими его национальной знаменитостью, следует волна разоблачений. Смоделированное общественное мнение превращает Гари в помешанного на конспирологии жулика.
Из «Убить гонца» мог получиться фильм о журналистском расследовании и поисках правды. Истории появления «Тёмного альянса» Гари Уэбба точно хватит на весь хронометраж. Вышел бы героический фильм с коротким трагическим — хлёстким, как пощёчина — постскриптумом, где белым по чёрному описан конец Уэбба — сначала, как журналиста, а потом и человека. Такое кино любил и умел снимать Оливер Стоун, но «Убить гонца» — это, скорее, Скорсезе-стайл: история взлёта и падения профессионала, узнавшего правду, которую некому рассказать.
Бесспорно, это фильм про то, что политика — очень грязное дело. Этим он сильно рифмуется с яростной — а местами и вовсе истеричной — «Нерассказанной историей Соединённых Штатов» Оливера Стоуна, где про связь США и сандинистов рассказано куда подробнее. Кто-то непременно в очередной раз попинает внешнюю политику США, но «Убить гонца» только наполовину разоблачающий фильм-расследование, заканчивающийся — по драматическому канону — ровно на середине и являющийся «всего лишь» точкой невозврата для Уэбба. Потом начинается совсем другая, очень горькая история краха умницы-профессионала, превращение его в глазах всей страны в лжеца и психа.
Держать в руках такую «горячую» историю и не ошпариться очень сложно. Но режиссёр Майкл Куэста, снявший всё лучшее, что есть в сериале «Родина», спасается тем, что оставляет зазор между материалом и зрителем. История Гари Уэбба много страшнее, чем она показана в фильме, но Куэста, кажется, и не собирается бить зрителя под дых. Это кипучий и злой Стоун даже в лучшие годы всегда срывался на манифест. Куэста же выступает деликатным рассказчиком (сказываются долгие годы работы в телевизоре). Он не желает, чтобы личную драму заслоняли даже самые страшные политические откровения Уэбба. Потому Шон Боббитт (оператор «12 лет рабства», «Стыда» и «Голода») без конца снимает Джереми Реннера, играющего здесь, возможно, свою лучшую роль, самыми крупными планами, и потому так пронзительны последние несколько секунд фильма, где настоящий Гари Уэбб возится со своими детьми.
Рецензия на фильм «Убить гонца»
Главные темы
Смотреть всеОдин разгневанный мужчина и правосудие для всех в «Присяжном номер два» Клинта Иствуда
В цифре вышла судебная драма Клинта Иствуда, которую многие американские критики уже назвали одной из лучших картин 2024 года. Рассказываем о 40-й режиссёрской работе 94-летнего ветерана Голливуда, все ещё не потерявшего хватку.
Часто ли Трамп думает о Римской империи? Античная история, империя и идеология в Голливуде
Спасительные пернатые и музыка на любой вкус и цвет в «Птице» Андреа Арнольд
Школьные коридоры и семейные травмы в клаустрофобическом дебюте внука Ингмара Бергмана и Лив Ульман «Арман»