Основные события сериала «Мир Дикого запада» разворачиваются в необычном парке аттракционов, населенном андроидами. И ваш герой как раз относится к их числу. В чем, на ваш взгляд, заключается суть этого парка? Почему в качестве декораций был выбран именно Дикий запад?
Потому что Дикий запад — это мир без законов. Мир, в котором за преступлением не следует наказания. Собственно, за этой безнаказанностью и отправляются гости в наш парк, в декорациях которого открывается истинное лицо каждого человека. Одним словом, суть этого места в том, что оно позволяет познать самого себя.
Очевидно, что мы еще не приблизились, с точки зрения технологий, к созданию подобного парка в реальном мире. Но если искать какие-то параллели с реальностью, то наиболее близким аналогом представляется Лас-Вегас. Вы с этим согласны?
Абсолютно! Пожалуй, единственное различие между нашим парком и Вегасом заключается в том, что у нас законы все же работают. Ты знаешь, что если зайдешь чересчур далеко, последствия могут оказаться не очень приятными. Но в остальном, как вы верно отметили, — это одного поля ягоды. Западный мир — это Вегас, оставленный без контроля правительства и полиции. Полное отсутствие социальных ограничений, которые накладывают на человека в обычном мире, буквально сносит крышу, заставляет пуститься во все тяжкие. А все сюжеты парка специально разработаны так, чтобы искусить, соблазнить, толкнуть на темную сторону. Перед нами демонстрируются самые мерзкие, отвратительные и уродливые стороны человеческой природы. Волей-неволей ты задаешься вопросом: кем же мы являемся на самом деле? Действительно ли мы склонны к эмпатии и сочувствию? Или всего лишь притворяемся, поскольку этого требует социум? Андроиды, к слову, предстают на экране гораздо более человечными и добродетельными существами. Да, некоторые из них запрограммированы как злодеи. Но основная масса роботов наделена гораздо более высокими моральными качествами, чем люди — самые разумные, передовые и цивилизованные существа, когда-либо обитавшие на этой планете.
В разговоре об этом проекте невероятно сложно избежать каких-либо спойлеров. Приступая к работе над «Миром Дикого запада», вы сами-то знали, чем все это закончится?
Этого не знал никто из актеров. Сценарии выдавали нам порциями — непосредственно перед съемками новой серии. Полагаю, это было сделано преднамеренно. Но вовсе не потому, что продюсеры боялись утечки сценария или чего-то такого. Они просто понимали, что мы не должны забивать себе голову лишней информацией, которая бы неминуемо отразилась на текущей игре. И лично мне такой подход кажется верным — по крайней мере, в отношении этого проекта, насыщенного загадками, сюрпризами и неожиданными поворотами на сто восемьдесят градусов. Тем, кто не видел сериал или еще не досмотрел его до конца, могу сказать только одно: время от времени вам будет казаться, что вы наконец разобрались в том, что здесь происходит. Но это иллюзия. Вас ждут сюрпризы вплоть до самых последних серий. Когда кусочки этого хитроумного паззла начали сходиться в одну картинку, мой мозг буквально взорвался. И я не шучу!
Но вы наверняка пытались строить догадки относительно того, что случится к будущих сериях?
Поначалу пытался. Но потом махнул на это дело рукой, подчинившись желанию продюсеров держать нас в полном неведении. Но кое-кто из моих коллег проявил куда большую настойчивость на этом пути. Та же Эван (Рэйчел Вуд, исполнительница роли Долорес Абернати. — Прим. ред.), к примеру, строила домыслы относительно дальнейших событий просто-таки с болезненной одержимостью. Я все время над ней подтрунивал по этому поводу. В районе пятой-шестой серии она высказала несколько совершенно безумных мыслей насчет финала. Я лишь ухмыльнулся и сказал: «Твоя надменная уверенность в том, что ты раскусила историю, — именно то, чего добивается Джонатан (Нолан, шоураннер сериала. — Прим.). Как только ты расслабишься, уверенная в том, что тебя уже ничем не удивить, он — хоп — и выбьет почву из-под твоих ног каким-нибудь новым неожиданным поворотом». Но справедливости ради, должен отметить, что кое-какие догадки, которые высказывала Эван, оказались в итоге верными.
«Мир Дикого запада» объединяет вестерн и научную фантастику — два принципиально разных с точки зрения внешней оболочки, но удивительно похожих по внутреннему содержанию жанра, которые раскрывают одну и ту же проблему — свойственный человеку страх перемен. Страх перед будущим. Страх перед лицом научно-технического прогресса. Вы с этим согласны?
Мне кажется, вы ухватили ключевую философскую идею, которая стоит за этим проектом. И фантастика, и вестерн — это истории о выживании в условиях перемен. Эта связь для меня очевидна. Мне нравится также тот визуальный контраст, который рождается благодаря столкновению этих жанров: мир стерильного будущего и жестокого, неприукрашенного прошлого. Оглядываясь назад, мы получаем возможность осознать свои примитивные базисные желания и потребности. Именно в этом, на мой взгляд, заключается секрет популярности таких сериалов, как «Дедвуд» или «Игра престолов».
А если обратиться к будущему, а не прошлому. Как вы думаете, насколько мы близки к созданию настоящего искусственного интеллекта?
Думаю, что появление мыслящих андроидов уже не за горами. Что делает особенно актуальными все эти дискуссии и полемики об этической стороне вопроса. Одна из моих любимых цитат на эту тему звучит в фильме «Парк Юрского периода». «Ваши ученые, — говорит персонаж Джеффа Голдблюма, — так сильно беспокоились о том, смогут ли они сделать это или же нет, что позабыли задуматься о другом: а стоит ли это делать вообще?» Мы живем в эпоху масштабных перемен и открытий. И в этой бесконечной технологической гонке мы действительно забываем сделать паузу, остановиться и задать себе простейший вопрос: к чему это приведет?
Правильно ли я понимаю, что лично вы к этой технологической гонке относитесь скорей негативно?
Не хочу быть категоричным. Но ведь это очевидно, что появление Интернета и прочих цифровых технологий имело как позитивные, так и негативные последствия. Возможность передать любую информацию посредством ноликов и единичек облегчило нашу повседневную жизнь. И в то же время — разрушило многие семьи, разрушило связи между целыми странами. Я могу прямо сейчас достать из кармана мобильник, зайти на «Амазон», выбрать себе пару новых ботинок, и уже завтра курьер доставит мою покупку домой. И это просто фантастика. Я могу достать телефон, написать сообщение человеку, который находится на другом конце света, и сразу же получить ответ. Это круто, кто ж спорит? Нет, я не против прогресса, но мне бы хотелось, чтобы люди подходили к нему более вдумчиво и ответственно.
Вы считаете, что технологии оказывают необратимое влияние на человечество?
А разве нет? Наша жизнь, наше поведение, наше взаимодействие с окружающим миром уже никогда не станет таким, как прежде. Вдумайтесь только, какое огромное количество времени мы стали тратить на то, чтобы тупо нажимать на кнопки в своем телефоне!
И это вас пугает?
Я не хочу брюзжать, как какой-нибудь старикашка — хотя порой, общаясь со своим пятнадцатилетним сыном, чувствую себя именно что брюзжащим, отставшим от жизни стариком, — но есть что-то нездоровое в том, что все проблемы могут быть решены одним нажатием кнопки. Мой телефон включается с помощью отпечатка пальца. Моя машина, которая работает от электричества, заряжается через приложение в мобильном. Мы лишаем себя ручного труда, который, как известно, сделал из обезьяны человека. К каким необратимым последствиям в нашем развитии это приведет? Вот в чем вопрос. Вот почему мне так приятно вернуться мыслями в прошлое — например, в эпоху Дикого запада. Залезть на коня. Взять в руки вожжи. И поскакать вперед с криками: «Но!»
Джеймс Марсден: «Есть что-то нездоровое в том, что все проблемы могут быть решены одним нажатием кнопки»
На этой неделе на сервисе Amediateka выйдет финальный эпизод первого сезона «Мира Дикого запада». По этому случаю Киномания поговорила с одним из центральных актеров Джеймсом Марсденом о последствиях технического прогресса и порочном Вегасе.
Главные темы
Смотреть всеОдин разгневанный мужчина и правосудие для всех в «Присяжном номер два» Клинта Иствуда
В цифре вышла судебная драма Клинта Иствуда, которую многие американские критики уже назвали одной из лучших картин 2024 года. Рассказываем о 40-й режиссёрской работе 94-летнего ветерана Голливуда, все ещё не потерявшего хватку.
Часто ли Трамп думает о Римской империи? Античная история, империя и идеология в Голливуде
Спасительные пернатые и музыка на любой вкус и цвет в «Птице» Андреа Арнольд
Школьные коридоры и семейные травмы в клаустрофобическом дебюте внука Ингмара Бергмана и Лив Ульман «Арман»