Молодая пара собирается провести выходные у родителей девушки в фамильном особняке за городом – старшие Армитаджи хотят познакомиться с бойфрендом своей дочери. Крис (Дэниэл Калуя), правда, переживает, как белая семья воспримет его цвет кожи, но Роуз (Эллисон Уильямс) успокаивает возлюбленного: разве в наше время это помеха? Родители встречают влюбленных радушно, и, не считая пары странных шуточек, все проходит спокойно. Но отчего-то Крису неспокойно: ночью мучает бессонница, посещают странные мысли.
Малоизвестный за пределами Штатов комик Джордан Пил, объединившись с одним из главных хоррор-продюсеров нашего времени Джейсоном Блумом, снял очень нетипичное кино про расизм. «Прочь» рассказывает историю не о том, что такое хорошо, а что такое плохо, а с юмором и тонким понимаем материала показывает мир глазами чернокожего.
Начало фильма остроумно обыгрывает классическую мелодраму Стэнли Крамера «Угадай, кто придет к обеду» (1967), в которой точно так же черный парень и белая девушка волнуются, как их почтенные родители воспримут близость между ними. Дискриминация черного населения, царившая в американском обществе тех лет, казалось бы, дело давно минувших дней. Но Пил ярко демонстрирует, что вытесненные из общественного сознания расизм и нетерпимость, продолжают существовать, поскольку сам дискурс о толерантности нередко оборачивается лицемерием. По мнению Пила, ложь, осознанная или нет, гораздо страшнее откровенного неприятия. И начавшись как ответ на картину Стэнли Крамера, «Прочь» уже заходит на территорию «Рождения нации» Гриффита. Пил показывает рождение нации, победившей расизм, но продолжающей жить так, будто сегрегацию никто не отменял.
«Прочь», безусловно, растет из чисто американского материала, но режиссерское чутье Пила помогает ему смотреть шире и стать понятным абсолютно каждому. Чувство дискомфорта, отчуждения из-за своей непохожести, которое испытывает главный герой, так или иначе, вызывает сочувствие. И дело вовсе не в расовой принадлежности Криса или наблюдающего за ним зрителя, а в тонкой режиссуре и жанровой игре. «Прочь» не только остроумная сатира на современные либеральные устои, но и довольно жуткая история сама по себе. И хотя развязка картины может показаться фантастической и даже нелепой, именно то, как она связана с темой фильма, позволяет ей работать.
Конечно, «Прочь» не безупречная работа, но определенно образцовый дебют. Недостаточно устрашающий и выразительный во многих местах фильм берет именно филигранным сценарием, в котором каждое ружье выстреливает куда нужно. Можно с уверенностью сказать, что фильм Пила займет свое место среди картин, по которым будут судить целую эпоху в истории США. Прежде всего, потому что «Прочь» — очень честное и острое кино, которое с легкостью заставляет забыть о большинстве «правильных» и сентиментальных картин о том, как нужно и не нужно смотреть на тех, кто не похож на тебя.