Рецензия на фильм «Частная война»

Дмитрий Молчанов рассказывает о сумбурной попытке режиссера Мэттью Хайнемана сообщить о бурной жизни самой известной военной корреспондентки современности, роль которой сыграла Розамунд Пайк.

Журналистка Мэри Колвин (Розамунд Пайк) погибла в 2012 году в Сирии, во время бомбардировки Хомса. Ей было 55 лет. За свою карьеру она успела побывать едва ли не во всех горячих точках мира (на Шри-Ланке, где лишилась глаза, в Ираке и Афганистане, в Ливии и Сирии), фиксируя ужасы войны и с завидным постоянством нарываясь на, мягко говоря, неприятности. Для Колвин фактически не существовало никаких препятствий — кордонов, разрешений, запретов разного свойства. Что, разумеется, не может не вызвать ряд закономерных вопросов, и один из главных — насколько размыта грань между профессионализмом и одержимостью?

Увы, байопик «Частная война» на этот вопрос не ответит — похоже, известный документалист Мэттью ХайнеманЗемля картелей», «Город призраков»), впервые взявшийся за игровое кино, ставил перед собой совсем другие цели и задачи. Правда, не очень понятно, какие именно. Не хочется думать, что целью Хайнемана было взвалить весь фильм целиком на хрупкие плечи Розамунд Пайк, однако артистка, в последние годы не вылезающая из горячих точек и ситуаций (см. «Операцию "Шаровая молния"» и «Точку невозврата»), действительно тащит на себе это кино практически в одиночку. Хайнеман же занимает позицию созерцателя, привычно снимая по формулам «несколько дней из жизни...» и «на монтажном столе что-нибудь срастется». Впрочем, в отличие от своей героини, режиссер и тут не способен пойти до конца: вроде бы стараясь быть беспристрастным, он то и дело сваливается в пафос, а от произносимого в картине текста за версту несет литературщиной.

Тем чуднее выглядит сочетание сценарной наигранности с живой операторской работой — великий Роберт Ричардсон, пожалуй, единственный, кто помогает Пайк в ее отчаянных попытках оживить эту картину. Правда, столкнувшись с условностями биографического игрового кино, Хайнеман странным образом упускает из виду тот факт, что чаще всего оно призвано имитировать реальность. В результате сразу несколько ключевых фрагментов (Мэри в лагере «тамильских тигров», интервью с нарядным Каддафи, все разговоры с редактором в исполнении Тома Холландера, весь третий акт с Мэри в Хомсе) выглядят неуверенными причесанными фейками, и в них даже Пайк кажется театрально-переигрывающей, а Ричардсон с его камерой — рядовым ремесленником, в котором не узнать соавтора Оливера Стоуна, Мартина Скорсезе и Квентина Тарантино.

Отсылая к 80-м (золотому времени для фильмов о героических журналистах, когда вышли «Год, опасный для жизни», «Под огнем» и «Сальвадор»), Хайнеман формально все делает правильно: вплоть до выбора оператора (дебютной работой Ричардсона в большом кино были съемки «Сальвадора» Стоуна). Вот только никак не может нащупать нерв и темпоритм подобного кино, которое всегда строилось на том, что его герои преодолевали барьеры не только во внешнем мире, но и в себе. Героиня «Частной войны» не меняется — мы ничего о ней не знаем и не узнаем, кроме того, что она, кажется, всегда была эгоистична, психически нестабильна и способна погубить не только себя, но и коллег, и тех людей, которые отвечают за ее безопасность. Что-то подсказывает, что жизнь и карьера Мэри Колвин — нечто большее, чем хроника профессионального безумия, но «Частная война», к сожалению, не вдается в подробности частных «военных действий». Как, собственно, и некоторые журналисты, из личных тягостных впечатлений которых редакторы (и те, кто стоят над ними, разумеется) в наш век пост-правды делают слишком далеко идущие выводы.

Поделиться