Военный корреспондент Вернер (Херберт Грёнемайер) отправляется на борт подводной лодки U-96 во время ее охоты за конвоями союзников в Атлантике. Неопытный и наивный Вернер постепенно отвыкает от пропагандистского пафоса и воочию наблюдает работу экипажа, осознавая разрушительный эффект войны даже для тех, кто не видит мертвых тел и выходит на сушу раз в несколько месяцев.
Первый хит Вольфганга Петерсена, «Подводная лодка» с успехом прошла не только в немецком, но и мировом прокате, несмотря на внушительный хронометраж (почти три часа) и мрачную, отдающую нигилизмом, атмосферу. Картина получила шесть номинаций на «Оскар» и немедленно стала классикой военного кино. В фильме среди прочего можно заметить характерную для Петерсена вольность при работе с чужим материалом: сценарий основан на книге ветерана войны Лотара-Гюнтера Брукхайма, и писатель позже резко критиковал режиссера, говоря, что тот превратил «Подводную лодку» в экшн, хотя Брукхайм писал о войне как о тягостном процессе, иссушающем человечность.
Тихий и робкий школьник Бастиан, спасаясь от хулиганов, прячется в книжной лавке и обнаруживает там волшебную книгу, переносящую мальчика в сказочную страну Фантазию. Над этим ярким миром воображения нависла смертельная опасность: зловещее Ничто поглощает Фантазию, и только Бастиан может помочь сохранить Фантазию реальной, сделав так, чтобы бесконечная история не закончилась.
Один из ярчайших образцов детского фэнтези 1980-х, «Бесконечная история» во время выхода была едва ли не самым дорогим фильмом, снятым вне Голливуда — но риски окупились сторицей. Экранизация книги Михаэля Энде стала хитом проката не только в США и Западной Европе, но и в СССР, а также породила франшизу (правда, сиквел и триквел оказались заметно слабее оригинала). Это, пожалуй, один из самых известных и долгоживущих фильмов Петерсена: именно заглавную песню из фильма поют герои «Очень странных дел» в финале третьего сезона.
Во время межзвездной войны два пилота враждующих рас — человек Уиллис Дэвидж (Деннис Куэйд) и гуманоидная рептилия Джериба (Луи Госсет-мл.) — терпят крушение на отдаленной планете. Несмотря на взаимную ненависть, Уиллису и Джерибе приходится объединить силы, чтобы выжить посреди вулканической пустоши.
Экранизация одноименной повести Барри Лонгиера, выигравшей в свое время премии «Хьюго» и «Небьюла», провалилась в мировом прокате, но имела огромный успех в Советском Союзе, став культовой. Причина тому — не только спецэффекты или актерская игра, но и продуманный гуманистический месседж, выдержанный в лучших традициях классической научной фантастики. Футуристический антураж и инопланетные декорации здесь никогда не затеняют центральной идеи о том, что к другому разумному существу — даже если это заклятый враг — всегда можно испытывать сострадание. Неудивительно, что именно немец Петерсен, принадлежащий к послевоенному поколению, смог настолько четко и убедительно выразить эту мысль.
После жуткой автокатастрофы архитектор Дэн Меррик (Том Беренджер) теряет память. Поначалу Дэн тронут заботой жены Джудит (Грета Скакки), но вскоре начинает замечать странности в ее поведении. Мучимый фрагментами воспоминаний, Дэн постепенно приходит к выводу, что стал частью какого-то хитроумного заговора, участники и цели которого неясны — но его жена определенно играет во всем этом не последнюю роль.
Выйдя незадолго до «Основного инстинкта», этот фильм Петерсена — наряду с «Убей меня снова» Джона Дала и «Горячим местечком» Денниса Хоппера — предвосхитил моду 1990-х на неонуар. Кассовые сборы были небольшими, а критика неоднозначно отнеслась к финальному твисту, но, несмотря на это, «Вдребезги» — крепкий образец конспирологического триллера в духе Хичкока, пусть даже в чем-то ему не хватает убедительности. К тому же, основная проблема с заключительным сюжетным поворотом в первую очередь на совести писателя Ричарда Нили, по книге которого снят фильм.
В 1963-м Фрэнк Хорриган (Клинт Иствуд), молодой агент секретной службы, не смог остановить Ли Харви Освальда во время покушения на президента Кеннеди. Через 30 лет снедаемый чувством вины и балансирующий на грани алкоголизма Хорриган внезапно получает шанс искупить свои грехи. Вместе с коллегой, агентом Рэйнс (Рене Руссо), он выходит на след террориста по кличке «Бут» (Джон Малкович) и узнает, что планируется убийство действующего президента Соединенных Штатов.
«На линии огня», получивший три номинации на «Оскар», по праву входит в золотой фонд голливудских боевиков 1990-х. Хотя перестрелок и саспенса здесь хватает, Петерсен умело сбалансировал экшн и психологизм — во многом благодаря отличной игре основных актеров, а также выверенной динамике. Талант режиссера по достоинству оценили не только зрители и критики, но и сам президент Билл Клинтон, в интервью Ларри Кингу отметивший реалистичность фильма и актерский талант Клинта Иствуда. Студия, впрочем, не рискнула использовать эти цитаты в рекламе, поскольку маркетологи не были уверены, повредят или помогут раскрутке фильма слова Клинтона.
Провезенная контрабандой в США обезьянка оказывается носителем смертельно опасного вируса, который стремительно распространяется в небольшом калифорнийском городке. По мере того как эпидемия уносит все больше жизней, эксперты из Центра по контролю заболеваний обнаруживают, что армия готовится не просто заблокировать жителей в карантине, но и стереть его с лица земли, чтобы не допустить пандемии.
Задолго до появления коронавируса — и задолго до «Заражения» Стивена Содерберга — Петерсен показал возможность масштабной эпидемии в развитых странах и весьма правдоподобно изобразил ее политические последствия. Опираясь на нон-фишкн Ричарда Престона, сценарий активно использовал описанные в нем варианты развития экзотических эпидемий на территории США. Кстати говоря, в фильме опасность исходит от нового штамма лихорадки Эболы, что предвосхитило африканские эпидемии 2010-х. Но главным источником саспенса у Петерсена выступают не страдания заболевших или паника среди населения, а споры между эпидемиологами и военными.
После захвата мятежного русского генерала Радека президент США Маршалл (Харрисон Форд) принимает поздравления в Москве. Но, возвращаясь в Вашингтон после торжеств, Маршалл обнаруживает, что на «борт номер один» проникли верные Радеку боевики во главе с Иваном Коршуновым (Гэри Олдмен). Требуя освободить своего лидера, Коршунов берет в заложники экипаж самолета (включая жену и дочь президента), так что Маршаллу ничего не остается, как вспомнить армейское прошлое и самому вступить в схватку с террористами.
Снятый на пике международного влияния США после холодной войны, «Самолет президента» стал не только одним из самых прибыльных проектов Петерсена, но и ярчайшим воплощением эстетики Голливуда 1990-х. Здесь обыграны едва ли не все страхи и штампы того времени: от опасений постсоветского реванша со стороны России до образа Америки (воплощенного президентом) как мирового полицейского. Но, помимо этих культурных аспектов, «Самолет президента» цепляет выверенной динамикой, яркими (хоть и «клюквенными») образами злодеев и харизмой Форда — а также отличным экшном.
В октябре 1991-го небольшое рыболовецкое судно «Андреа Гейл» в поисках улова отплывает далеко от берегов Ньюфаундленда, несмотря на приближающийся шторм. Собрав большой груз меч-рыбы, экипаж во главе с капитаном Тайном (Джордж Клуни) собирается возвращаться, однако рыбакам придется пройти через набравший силу идеальный шторм.
Фильм-катастрофа, вышедший на волне успеха «Армагеддона», «Смерча» и других подобных лент 1990-х, был снят Петерсеном по книге Себастьяна Юнгера, основанной на реальных событиях. Правда, на этот раз в центре внимания оказались не столько персонажи, сколько бушующая стихия. Но зрителям, в отличие от критиков, такой подход пришелся по нраву: «Идеальный шторм» стал одним из главных хитов 2000 года, и, по традиции, получил парочку номинаций на «Оскар».
После того как царь Агамемнон (Брайан Кокс) объединяет греческие полисы под единой властью, его младший брат Менелай (Брендан Глисон), правитель Спарты, просит помочь с борьбой против Трои — полиса, который занимает стратегически важное положение в Эгейском море. Агамемнон соглашается, и огромная армия греков во главе с непобедимым Ахиллесом (Брэд Питт) готовится к походу, который станет легендой мировой истории.
Этот тяжеловесный (театральная версия идет 2,5 часа, а режиссерская — больше трех), но впечатляющий своим размахом античный эпик стал главным коммерческим успехом Петерсена в 2000-х. Для съемок на Мальте были построены гигантские декорации, привлечены сотни статистов, а бюджет подошел к отметке в $175 миллионов (по другим данным, он достиг $200 миллионов). Но самое примечательное в «Трое» — то, насколько умело Петерсен соединяет европейскую интеллигентность и американскую зрелищность, комбинируя пафосные диалоги и масштабные батальные сцены.
Роскошный лайнер «Посейдон» пересекает Атлантику в канун Нового года. Но праздник превращается в трагедию, когда блуждающая волна опрокидывает судно. В наступившем хаосе несколько человек — среди них бывший пожарный (Курт Рассел), архитектор (Ричард Дрейфус) и картежник (Джош Лукас) — пытаются выжить сами и спасти своих близких.
Третий (после «Подводной лодки» и «Идеального шторма») фильм Петерсена на морскую тему оказался наименее успешным, но дело тут скорее в неудачном позиционировании, чем в качестве самого фильма. Будучи ремейком фильма-катастрофы 1972 года, «Посейдон» собрал неплохие деньги в прокате, однако не смог повторить успех оригинала, в свое время получившего охапку номинаций на «Оскар». Но даже взыскательные критики отметили высокий уровень спецэффектов и отлично снятые сцены морского бедствия.