Премьера новой ленты Фатиха Акина «На пределе» состоялась на Каннском кинофестивале в мае 2017-го — фильм был показан в рамках основного конкурса; Дайан Крюгер, исполнившая в картине главную роль, удостоилась награды как лучшая актриса. В январе 2018-го работу Акина отметили «Золотым глобусом». Кроме того, фильм выдвигался на «Оскар» от Германии, но не вошел в окончательный список номинантов.
Немка Катя (Крюгер) состоит в браке с курдом Нури (Нуман Акар) — тот когда-то продавал наркотики и даже отсидел срок, но затем завязал с криминальным прошлым. У пары есть чудесный маленький сын (ребенку лет пять, а он уже знает слово «эмпатия»). Нури и малыш погибают в результате теракта. Неонацистов, устроивших взрыв, находят, но во время суда Катя понимает: на правосудие рассчитывать не приходится, в том числе — из-за этнической принадлежности ее скончавшегося мужа.
Первое и самое главное: Крюгер бесподобна. Критики наперебой повторяют, что это ее лучшая работа за всю карьеру, и они, пожалуй, правы. Все награды, и уже случившиеся, и те, что она может получить за роль Кати в будущем, актриса более чем заслуживает. Дайан настолько убедительна в роли женщины, потерявшей близких и погрузившейся в отчаяние с головой, что иногда кажется: она не играет, а проживает эту ситуацию. На нее страшно смотреть — и при этом глаза отвести невозможно.
Второе и в данном случае, пожалуй, чуть менее важное: Акин, работавший над фильмом не только как режиссер, но и как сценарист, — автор, имеющий склонность к манипулированию зрителями, да к тому же еще и не очень изобретательный. «На пределе» — прямолинейная и просто оформленная история (не считать же образцом находчивости разбиение фильма на три главы), зато Фатих старается надавить на все болевые точки, до которых может дотянуться. Попытка суицида? Нате. Выбор детского гробика? Да пожалуйста. Подробное перечисление несовместимых с жизнью увечий, полученных ребенком? Получите. У Акина, помнится, была драма под названием «Головой о стену» (получившая, кстати, «Золотого медведя» на Берлинском фестивале) — так вот, в каком-то смысле этот заголовок описывает творческий метод самого кинематографиста. Он будто бы лупит зрителя по лбу всеми твердыми и тяжелыми предметами, оказавшимися под рукой, и надеется, что тот что-то почувствует. Это, конечно, больно, но из-за интенсивности атаки боль притупляется — видимо, органы чувств просто отказывают.
Кроме того, у зрителя, оказавшегося под таким натиском, не остается ни сил, ни желания размышлять о темах, поднимаемых Акином. Вопросы его интересуют без сомнения важные — они касаются этнических разногласий, ксенофобии, того факта, что насилие порождает насилие. Но ответы, если даже Акин их и предполагает, тонут в пучине страданий. Наверно, Фатих снимал кино о социально-политической ситуации в сегодняшней Западной Европе; в этом смысле его картина — скорее неудача. Зато — благодаря скорее Крюгер, а не Акину — из «На пределе» получилась впечатляющая лента о полном отчаянии.