«Ученый ищет эликсир бессмертия, он собирается заниматься воскрешением мертвых, и ему нужно собрать типажи русской души, их ДНК. У него есть помощник Серафим, который является квинтэссенцией того, что можно было бы назвать сыном России, образ его матери мы видим как окаменелый контур памятника Родины-матери. Еще в фильме есть герой Плотник, в котором легко угадывается образ Иисуса. А также там действует Почтальон, который является своего рода Гермесом, его фразы являются философическими нотами этого фильма. Почтальон как бы и озвучивает все это про пространство и осуществляет коммуникацию между героями, которая в итоге оказывается коммуникацией внутри русской души. Помимо всего прочего есть еще и Черти, которые оказываются представителями той популяции российской души, которая жаждет второго пришествия Иисуса для того, чтобы использовать его дар для приобретения нефтепродуктов, что отсылает нас к русской литературе, которая воспринимает экономический интерес, как интерес, противоречащий русской душе. Поэтическая линия, которая живет в этой сказке, сама эта поэтика напоминает Платонова. В каком-то смысле, Платонов – это писатель, который хоронит Россию и русский дух, с одной стороны, а с другой стороны, в силу своей эстетики, он его воскрешает. Это видение оказывается созвучным всему фильму. Так или иначе, фильм оказывается притчей о России. Каждый из его персонажей представляет из себя некий типаж. Есть партизаны, и есть космонавты – это два типа российской души или образа мысли, определенного взгляда на жизнь, через них проявляются два пространственных вектора, вертикаль и горизонталь. Одним из важных моментов этого фильма является акцент на расстоянии, тогда как про время вообще ничего не говорится. Так оказывается, что Россия – это пространство в первую очередь. Время в этом фильме замерло, оно стоит так же, как болото, по которому блуждают герои фильма».
Эликсир
(фильм, 2015)
Главные темы
Смотреть всеОдин разгневанный мужчина и правосудие для всех в «Присяжном номер два» Клинта Иствуда
В цифре вышла судебная драма Клинта Иствуда, которую многие американские критики уже назвали одной из лучших картин 2024 года. Рассказываем о 40-й режиссёрской работе 94-летнего ветерана Голливуда, все ещё не потерявшего хватку.
Часто ли Трамп думает о Римской империи? Античная история, империя и идеология в Голливуде
Спасительные пернатые и музыка на любой вкус и цвет в «Птице» Андреа Арнольд
Школьные коридоры и семейные травмы в клаустрофобическом дебюте внука Ингмара Бергмана и Лив Ульман «Арман»