Готовясь к своему режиссерскому дебюту, Брюс Ли изучил больше десяти книг, которые касались всех аспектов кинопроизводства. Лента получила не только восторженную критику, но и стала хитом проката — «Путь дракона» собрал во всем мире $130 миллионов (с учетом инфляции — более 700 сегодняшних миллионов) при скромном бюджете в $130 тысяч.
Самой известной стала сцена возле Колизея, в которой сошлись герои Брюса Ли и чемпиона США по карате Чака Норриса. Оба актера предварительно набрали вес, чтобы в кадре выглядеть более внушительно. Ли утвердил Норриса на эту роль, посчитав его достаточно быстрым. Когда Чак спросил Брюса, хочет ли он сразиться с чемпионом, тот ответил, что хочет убить чемпиона.
Следующий американо-гонконгский фильм с Брюсом Ли, снятый уже за $850 тысяч, тоже стал кассовым хитом ($350 миллионов в мировом прокате, которые сегодня, с учетом инфляции, превратились бы в сумму, превышающую $1 миллиард).
Режиссер Роберт Клауз рассказывал, что во время съемок приходилось ускорять камеру до тридцати двух кадров в секунду, чтобы увидеть, как рука Брюса Ли делает выпад и наносит удар, поскольку при нормальной скорости это было невозможно увидеть.
К сожалению, Брюс не дожил до выхода своего самого знаменитого фильма на экраны — он скончался всего за шесть дней до премьеры, причем его смерть сопровождалась загадочными обстоятельствами и стала частью легенды о великом мастере.
Фильм примечателен еще и тем, что там ненадолго появились будущие звезды жанра — Джеки Чан, Саммо Хунг и Боло Йен.
Главный персонаж фильма Вон Фэйхун — реальная фигура китайской истории, настоящий герой национального фольклора. Фильм стал вторым опытом работы Чана и знаменитого режиссера и постановщика боевых сцен Юэня Ву-Пина — перед этим они выпустили «Змею в тени орла».
Что касается использованного в фильме «пьяного» стиля, то это не выдумка кинематографистов: в Китае на самом деле существует стиль пьяного боксера.
В национальном прокате «Пьяный мастер» собрал более 6,5 млн гонконгских долларов, заняв второе место в списке самых кассовых фильмов Гонконга за 1978 год.
В фильме Цуй Харка главным действующим лицом является все тот же мастер ушу Вон Фэйхун, но на этот раз на экране его воплотил Джет Ли, у которого за плечами на тот момент была трилогия «Храм Шаолиня».
Во время съемок прыжка с зонтиком Джет серьезно повредил колено. В результате во время работы над финальным боем актер находился в гипсе. Это технически сильно усложнило процесс — пришлось снимать так, чтобы гипс не попадал в кадр.
Картина собрала в местном прокате почти 30 млн гонконгских долларов, что позволило проекту вырасти до пяти продолжений. Трижды Джет Ли возвращался к роли Вона Фэйхуна, а еще два раза этого персонажа сыграл Винсент Чжао.
Фильм-уся тайваньца Энга Ли стал событием международного масштаба: мировые сборы составили $213,5 млн при бюджете в $17 миллионов, а в Америке фильм установил рекорд, став самым кассовым неанглоязычным проектом за всю историю проката ($128,1 млн). Также картина получила отличную прессу и множество значимых наград: четыре премии «Оскар», четыре премии BAFTA, два «Золотых глобуса».
«Крадущийся тигр...» не только «продал» уся на Запад, но и возродил интерес к нему в самом Китае, показав, что компьютерная графика способна довести визуальные каноны жанра (например, вольное обращение с гравитацией) до совершенства. Вслед за Ли к уся обратились знаменитые режиссеры Чжан Имоу («Герой», «Дом летающих кинжалов») и Чен Кайге («Клятва»).
В фильме Прачьи Пинкаю использовалась боевая хореография с широким применением муай-боран (предшественник муай-тай) — боевого искусства, которое на тот момент было практически неизвестно за пределами Таиланда. Главную роль исполнил каскадер Тони Джа, для которого лента стала актерским дебютом.
Экстремальная акробатика, отсутствие тросов во время съемок, трюки, выполненные Тони самостоятельно, — все это привело к тому, что фильм многократно окупился в прокате (сборы $20,2 млн при бюджете в $1,1 млн) и последующему созданию еще двух частей, в которых также снялся Тони Джа.
В 2003 году Такеши Китано решил отдохнуть от криминальных драм и вернуть на экран легендарного слепого массажиста, виртуозно владеющего мечом. До этого про Затоичи в Японии вышло 26 фильмов с Синтаро Кацу и сериал из 112 эпизодов.
Кровь в фильме зачастую сильно «компьютеризирована»: Китано сделал это специально, чтобы смягчить шок аудитории от числа убийств. Режиссер так поставил задачу мастерам по спецэффектам: кровь должна напоминать цветы, распускающиеся на экране.
Фильм собрал больше $32 млн в мировом прокате, а также получил четыре приза Венецианского кинофестиваля.
Вдоволь наигравшись в футбол, актер и режиссер Стивен Чоу решил снять фильм-пародию на жанр уся — историю незадачливого жулика, который хочет присоединиться к настоящей банде и вести жизнь крутого плохого парня.
Помимо высмеивания клише уся, режиссер насыщает свой фильм множеством отсылок к классическим голливудским фильмам (например, к «Унесенным ветром» и «Сиянию»). Не обошлось и без дани уважения Брюсу Ли.
«Разборки в стиле кунг‑фу» собрали в прокате без малого $105 миллионов, что в пять раз больше 20-миллионного бюджета (фильм стал самым кассовым неанглоязычным релизом в США в 2005 году).
Ип Ман — реальная историческая личность, популяризатор кунг-фу Вин-Чун, наставник самого Брюса Ли. Режиссер Уилсон Ип пригласил на главную роль Донни Йена, который до этого на протяжении двадцати с лишним лет снимался в фильмах про единоборства. Ставить хореографию боевых сцен взялся Саммо Хунг.
Несмотря на сомнительные коммерческие достижения ленты (сборы $22,1 млн при бюджете в $11,7 млн), она получила хорошую критику и несколько национальных премий. Это позволило в течение следующих одиннадцати лет выпустить еще четыре фильма (три продолжения и спин-офф).
На этот раз режиссер Прачья Пинкаю обошелся без Тони Джа, но постановщиком трюков вновь пригласил Панну Риттикрая, с которым работал над «Онг Баком». Под присмотром Риттикрая исполнительница главной роли, дебютантка Яанин Висмитананда, два года тренировалась, прежде чем приступить к съемкам. Еще до того, как попасть в кино, будущая актриса активно занималась тхэквондо и получила третий дан.
Чтобы вжиться в роль девушки, страдающей аутизмом, актриса штудировала голливудские фильмы, в которых поднималась эта проблема («Форрест Гамп», «Человек дождя») и посещала центр для детей-аутистов.
Премьера индонезийского боевика Гарета Эванса состоялась на Международном кинофестивале в Торонто. Реализм боевых сцен никого не оставил равнодушным: критики и зрители сошлись во мнении, что «Рейд» стал одним из лучших боевиков за последние годы. Кстати, стиль единоборств силат, продемонстрированный в фильме, является национальным боевым искусством в Индонезии.
К деталям Эванс подошел тщательно — все актеры, сыгравшие бойцов SWAT, прошли специальную подготовку в ВМС Индонезии. Режиссер хотел, чтобы им была известна не только тактика спецназовцев, но и язык жестов, которым они пользуются.
Фильм получил приз зрительских симпатий в категории «Полуночное безумие» в Торонто и хорошо показал себя в прокате (сборы больше $9 млн при бюджете $1,1 млн), что позволило режиссеру через три года выпустить более масштабное и дорогое продолжение.