Рецензия на фильм «ВОССТАНИЕ ЗЛОВЕЩИХ МЕРТВЕЦОВ»

На днях состоялся цифровой релиз нового фильма в культовой хоррор-франшизе про демонов, Книгу мертвых и бензопилу. О том, как перезагрузка сочетает верность духу классики с новыми веяниями, рассказывает Дмитрий Соколов.

Бет (Лили Салливан) приезжает к сестре Элли (Алисса Сазерленд), живущей в потрепанной многоэтажке вместе с детьми — малолетней Кэсси (Нелл Фишер), а также тинейджерами Бриджет (Габриэль Эколс) и Дэнни (Морган Дэвис). Во время семейной встречи происходит серия подземных толчков, и посреди парковки образуется огромная расщелина. Заглянув туда, Дэнни обнаруживает развалины древней церкви, а среди них — жуткого вида книгу и пластинку столетней давности. Включив запись, ребята невольно пробуждают демонов, захватывающих человеческие тела — и теперь всей семье придется очень постараться, чтобы дожить до утра.

Для начала необходимо сказать, что «Восстание зловещих мертвецов» — не ремейк всем известного сюжета про хижину в лесу, а полномасштабная перезагрузка франшизы. И, в отличие от версии Феде Альвареса, фильм Ли Кронина содержит куда больше новшеств по части сеттинга, хотя при этом сохраняет многие фирменные черты серии. Чтобы подчеркнуть этот переход к новым формам, Кронин уже в прологе ловко обыгрывает знаковые для франшизы сцены (от пролета «зловещей камеры» сквозь лес до первого появления дедайтов), чтобы затем сосредоточиться на новой локации и новых персонажах.

Здесь стоит сказать о втором важном концептуальном решении фильма. В качестве источника вдохновения Кронин явно использует первые две части «Зловещих мертвецов», соединяя гнетущую мрачность и черный юмор в рамках совершенно нового сюжета. Так что легковесности «Армии тьмы» ждать не стоит: перезагрузка оформлена как мрачный и кровавый хоррор, в котором даже редкие (но очень меткие) шутки выдержаны в духе вторых «Зловещих мертвецов».

Почти все действие происходит в одной из квартир многоэтажного дома, и, несмотря на обширность локации (показывают не только комнаты, но также коридор и парковку), Кронин мастерски поддерживает ощущение замкнутого пространства, отдающее клаустрофобией. Утопающие в полумраке двери лифта, тусклый свет лампочек под потолком, длинные, изломанные тени на стенах — благодаря отменной операторской, осветительской и монтажной работе атмосфера загнанности нагнетается с момента пробуждения демонов и до финальных титров. Так что радикальная смена сеттинга с одинокой лагучи посреди леса на высотку в Лос-Анджелесе удалась.

Кадр из фильма

Кадр из фильма

Сценарий к тому же постоянно подкидывает героям все новые и новые испытания, обыгрывая специфику локации. Лифт сломан, лестничный пролет разрушен, а в коридоре шастают жаждущие крови дедайты. Приходится все время строить баррикады, удерживать двери или же лихорадочно искать подручные орудия, чтобы отбиться от одержимых соседей. Ситуация осложняется тем, что никто толком не знает, как происходит «заражение» демонами, и Кронин пользуется этой недосказанностью, чтобы показать как можно больше жутких сцен, выдержанных в разной стилистике.

Снято все это буйство насилия в лучших традициях франшизы. Дедайты рвут жертв когтями, снимают кожу с лица живьем, а в перерывах замогильно шутят про личинок и шлюх. Многие сцены (вроде атаки в лифте или плевка глазом) с демонами отсылают к знаковым для франшизы моментам, радуя сердца прожженных фанатов. А под конец Бет придется сражаться с огромным монстром, одолеть которого никак не получится без помощи (разумеется!) бензопилы. Кровь при этом хлещет в три ручья, крики боли сменяются сдавленными стонами, а мерзкий хохот режет уши.

Конечно, по части персонажей «Восстание зловещих мертвецов» сильно уступает любой части оригинальной трилогии и даже, пожалуй, ремейку. Нет здесь и харизматичной героини: про Бет ничего толком не сказано в сюжете, и линия с материнством никак толком не выстреливает; кажется, что добавили ее чисто для того, чтобы усилить сочувствие зрителей к героине. Впрочем, все это сущие мелочи. «Зловещие мертвецы» всегда держались на харизме Брюса Кэмпбелла, остальные действующие лица обычно были статистами разной степени проработки. Так что вряд ли можно всерьез считать это недостатком.

В итоге «Восстание зловещих мертвецов» оказалось достойным обновлением классической хоррор-франшизы. Почти все, что сделало «Зловещих мертвецов» классикой, здесь присутствует в избытке, а новые детали лишь подчеркивают верность духу старой школы.

Поделиться