Рецензия на фильм Стивена Спилберга «Вестсайдская история»

В прокат вышел первый мюзикл в долгой карьере Стивена Спилберга. Насколько успешно мастер освоил новый для себя жанр, выяснял Кирилл Горячок.

Красавец Тони (Энсел Элгорт) только что вышел из тюрьмы и больше не хочет ввязываться в неприятности со своей бандой «Ракет». Но на одной из школьных дискотек парень встречает пуэрториканку Марию (Рэйчел Зеглер), чей брат Бернардо (Дэвид Альварез) — глава враждебной «Ракетам» банды «Акул». Тони и Мария влюбляются с первого взгляда, но быть вместе им не суждено — слишком сильны противоречия между двумя кланами, делящими бедный район Нью-Йорка. Накануне решающей схватки между «Ракетами» и «Акулами» влюбленные решают пуститься в бега, но ненависть и нетерпимость, которыми одержим этот город, помешают их планам.

Первая адаптация бродвейского шедевра «Вестсайдская история» вышла на экраны в 1961 году и изменила жанр мюзикла. Раньше его героями становились богатые и знаменитые артисты, красивые и талантливые художники или замечательные и смелые моряки. Действие же «Вестсайдской истории» перенеслось в бедные кварталы Нью-Йорка, который до этого всегда представал на экране городом сбывшейся мечты. Кроме того, шекспировский сюжет «Ромео и Джульетты» приобрел в мюзикле смелую для своего времени интонацию — Тони и Мария не могут быть вместе из-за расовых предрассудков и сложных социальных условий, в которых приходится бороться за жизнь простым людям.

Кадр из фильма

Кадр из фильма

Стивен Спилберг не стал переписывать классику: его «Вестсайдская история» (к слову, первый мюзикл в карьере мастера) строго следует канону и сюжетной линии. Его задачей было лишь подчеркнуть уже заложенные в оригинал нюансы и темы и, конечно, сделать мюзикл, который был довольно камерным и театральным в 1961 году, свежим, пышным и красивым.

Новая «Вестсайдская история» поставлена безукоризненно. Танцы, хореография, постановка — все здесь наполнено настоящим голливудским шиком и блеском. Спилберг осовременил и украсил классические сцены и музыкальные номера. Песни Леонарда Бернстайна звучат как раньше, но смотрятся по-новому. Уличные танцы теперь похожи на подлинный карнавал, и артисты, не жалея сил, кружатся и летают из стороны в сторону.

Но при сопоставлении с классикой нетрудно заметить и ощутимую разницу в интонации. Если фильм Роберта Уайза акцентировался больше на трагедии любви, то Спилберг тщательно обрисовывает социальный конфликт произведения. В новой «Вестсайдской истории» возникает проблема городской реновации, когда жители целых районов остаются без жилья. Но главное же — особо подчеркнута здесь тема расизма и нетерпимости к «другому». Появилось больше диалогов о том, как непросто быть пуэрториканцем, Спилберг ввел и полицейского-расиста (Кори Столл), который прямо заявляет, что в его город «понаехали». Важно, что это история не односторонняя, «Вестсайдская история» встает и на сторону белых нью-йоркцев, которым тоже несладко, и множество жизненных проблем возникает у них из-за несовершенства системы, жестокости полиции, отсутствия возможностей быть другими.

Кадр из фильма

Кадр из фильма

Центральный дуэт Тони и Марии, сыгранный Энселом Элгортом («Малыш на драйве») и прелестной дебютанткой Рэйчел Зеглер смотрится не столь убедительно, как в первом фильме. Поют и танцуют они прекрасно, но вот поверить в их чувства не всегда удается. Гораздо интереснее получились герои второго плана, особенно главари банд Бернардо и Рифф (Майк Фейст), а также пуэрториканка Анита (Ариана ДеБос). Харизматичные и артистичные, они украшают картину и порой действительно превосходят актеров из оригинального фильма.

Спилберг много лет возвращает и актуализирует образцы классической американской культуры, главные национальные темы и сюжеты. И «Вестсайдская история» — самый яркий и удачный его проект со времен «Линкольна». Режиссер показывает, как нужно снимать ремейки классики, как делать ее современной, сохраняя при этом дух и посыл оригинала.

Поделиться