Рецензия на фильм «Солнцестояние»

В прокат выходит новая работа Ари Астера, автора «Реинкарнации» - на этот раз он взялся за темные стороны шведского языческого фольклора. Дмитрий Соколов объясняет, чего стоит ждать от второй полнометражной картины одного из самых заметных хоррормейкеров последних лет.

Дэни (Флоренс Пью) только что потеряла сестру и родителей, оставшись сиротой, и отчаянно нуждается в поддержке со стороны своего бойфренда Кристиана (Джек Рейнор), который явно тяготится этими отношениями. Приняв приглашение одного из своих друзей, Кристиан берет Дэни с собой в путешествие к одной из языческих общин, живущих уединенной жизнью где-то в шведской глубинке. Прибыв на место, Дэни обнаруживает доброжелательное, но довольно странное сообщество отшельников, которые готовятся к проведению древнего ритуала — и, как выяснится позднее, именно ей предназначено сыграть в нем самую главную роль.

Новый фильм Ари Астера, хотя и заметно отличается от прошлогоднего хита «Реинкарнация» про оккультизм и семейные ценности, выполнен в той же манере. Однако в фокусе внимания теперь более широкий спектр тем. «Солнцестояние» — это красиво снятое, длинное (фильм идет почти два с половиной часа) и медитативное кино, в котором практически нет традиционных для хоррора приемов и локаций. Астер, кажется, специально нарушает множество жанровых конвенций: например, почти исключает из фильма ночные сцены, так что большая часть событий происходит при ярком свете дня.

Как и в «Реинкарнации», ставка здесь сделана на персонажей и плавное скольжение в пограничные состояния, когда невозможно провести четкой границы между сном и бодрствованием. Но, в отличие от первого своего фильма, Астер в «Солнцестоянии» исследует не вопрос о семейной наследственности и предопределенности, а наоборот — проблему оторванности человека от семьи, желание стать частью коллектива, разделяющего твои радости и печали. Наряду с этой основной линией, в сюжете присутствуют и второстепенные темы, среди которых можно выделить обыгрывание языческих корней идеи «возврата к природе»: тщательно реконструируя образ жизни и мышления в коммуне, Астер очень рельефно показывает контраст современного и архаического мышления — и именно из этого противопоставления черпает силу большинство самых впечатляющих сцен фильма.

При этом в фильме, конечно, можно заметить недостатки — к примеру, излишнюю затянутость вступления, или же недостаточное внимание к закрытию некоторых второстепенных веток сюжета. Но все недостатки «Солнцестояния» представляют собой не более чем продолжения его достоинств, так что их можно легко простить — особенно, если помнить о том, что главную тему Астер никогда не теряет из виду. Перед нами вовсе не очередной толково сделанный студийный хоррор, а вдумчивое полотно, в котором черный юмор органично переплетается с социальной тематикой, дополняясь хорошими актерскими работами и почти документальной манерой съемки. Штучная работа, которую лучше не пропускать.

Поделиться