Рецензия на фильм «ПО ФРЕЙДУ»

В прокат выходит драма о вымышленном споре отца психоанализа и создателя «Хроник Нарнии». О новой работе режиссера фильма «Человек, который познал бесконечность», рассказывает Кирилл Горячок.

1939 год, начало Второй мировой войны. В гости к престарелому психоаналитику Зигмунду Фрейду (Энтони Хопкинс) приезжает британский писатель Клайв Стейплз Льюис (Мэттью Гуд). За стаканом виски они начинают спорить о душе и вере в Бога. Фрейд — убежденный атеист и прагматик, Льюис же, наоборот, окончательно пришел к христианству. Разговор пробуждает в обоих воспоминания и былые травмы, и совместный вечер приводит двух выдающихся людей к новым озарениям.

Основатель психоанализа Зигмунд Фрейд и автор «Хроник Нарнии» К. С. Льюис в реальности никогда не встречались. Это фантазия драматурга Марка Сент-Джермейна, написавшего в 2009 году пьесу «Последний сеанс Фрейда», в основу которой, в свою очередь, легла книга психолога Армана Николи «Фрейд и Льюис. Дебаты о Боге», где сопоставлялись взгляды двух гениев. Сюжет понравился режиссеру Мэтту Брауну, уже снимавшему похожую по стилю биографическую картину о выдающихся умах «Человек, который познал бесконечность». Но интересно воплотить на экране вымышленную встречу писателя и психоаналитика режиссеру не удалось — «По Фрейду» буквально тонет в пучине банальности и пошлости.

Кадр из фильма

Кадр из фильма

Очевидным достоинством «По Фрейду» является актерский дуэт Энтони Хопкинса и Мэттью Гуда. Их персонажи создают ощутимый контраст между собой: лощеный и воспитанный англичанин Льюис во всем отличается от чудаковатого австрийца Фрейда. Писатель приводит разумные доводы, чтобы убедить оппонента в своей правоте, в то время как психоаналитик постоянно шутит и играет с ним — изображать хитроумного старца, тайком подливающего себе морфий в стакан, Хопкинсу удается элегантно и неотразимо. Следить за их беседой интересно, однако в фильме она постоянно прерывается воспоминаниями и грезами героев, которые режиссер тщетно пытается органично вплести в повествование.

Хопкинсу здесь приходится проделывать тот же трюк, что и в «Отце» Флориана Зеллера. Его Фрейд постоянно как бы выключается из разговора и наяву видит сцены из собственной жизни, утрачивая потихоньку связь с реальностью. Но в «По Фрейду» нет той виртуозности, с которой можно было бы склеить диалог о Боге с видениями и флешбеками из жизни Фрейда и Льюиса.

Кадр из фильма

Кадр из фильма

Фильм разваливается на глазах от избытка сцен и сюжетов. Помимо широких прыжков по насыщенным биографиям двух героев, постоянно напоминает о себе Вторая мировая война. К сожалению, связанные с нею масштабные трагедии удачно срифмовать с беседой психоаналитика и писателя не получилось, как и создать какой-то внятный эмоциональный фон или иллюстрацию к спору о человеке ХХ века. Опять же потому, что сюжетов в «По Фрейду» и без того предостаточно, приходилось обходиться избитыми и лишенными смысла штампами.

«По Фрейду» страдает уже на уровне концепции, потому что фильм стремится вроде бы быть просветительским, но при этом фантазия и реальность в нем переплетены очень хаотично, и зрителю остается только гадать, что было на самом деле, или сверяться с более надежными источниками. Что Льюис, что Фрейд здесь абсолютно виртуальные фигуры, не имеющие ничего общего с реальными. К недостоверности картины могло быть меньше вопросов, если бы главная тема — спор о существовании Бога — был решен интересно и оригинально. Но, как можно догадаться, ждать от «По Фрейду» откровений уровня Достоевского не приходится — фильм заканчивается вполне предсказуемой морализаторской ноткой, сильно упрощающей наследие двух выдающихся личностей прошлого столетия.

Поделиться