Рецензия на фильм «КРАСНЫЕ КОМНАТЫ»

В прокат выходит канадский психологический триллер, обыгрывающий одну из самых мрачных городских легенд даркнета. Впечатлениями от фильма делится Дмитрий Соколов.

Канада, провинция Квебек, осень 2022 года. Начинается судебный процесс над маньяком Людовиком Шевалье (Максвелл Мак-Кейб Локос), который зверски убил и расчленил трех несовершеннолетних девушек, транслируя свои преступления в даркнете. Пока в зале суда идут горячие споры между обвинением и защитой, модель Келли-Энн (Жюльетт Гарьепи) внимательно следит за процессом. Девушка очарована убийцей и сомневается в его виновности, но после того как у Шевалье возникает шанс избежать тюрьмы из-за недостатка улик, Келли-Энн решается на рискованный шаг — добыть в даркнете один из роликов, благодаря которому можно четко опознать преступника.

«Красные комнаты» — новая работа Паскаля Планте, собравшая щедрый урожай призов и номинаций на канадских фестивалях. Если режиссерский дебют Планте, «Временные татуировки», был романтической драмой, а его второй фильм, «Надя, Баттерфляй», драмой спортивной, то «Красные комнаты» представляют собой гибрид судебной драмы и кибертриллера. На фоне громкого судебного процесса разворачивается история Келли-Энн и ее подруги Клементины, которые поначалу верят в невиновность Шевалье, однако постепенно переоценивают свои убеждения. Центральная тема фильма — исследование психологии фанаток серийных убийц, и Планте удалось раскрыть ее с минималистским изяществом.

Кадр из фильма

Кадр из фильма

События развиваются медленно, и динамика отношений Келли-Энн и Клементины здесь ставится в параллель с развитием дела Шевалье. За счет такой комбинации выдерживается медитативный и затягивающий темп, нарастающий по мере того, как Келли-Энн изучает информацию о маньяке. При этом в «Красных комнатах» мастерски нагнетается саспенс, связанный не только с показом шокирующих видеороликов на суде, но и с опасным планом Келли-Энн получить последний видеофайл. Даже самые обычные операции, вроде перевода биткойнов или копания в поисковиках, здесь пронизаны всевозрастающей тревогой.

Тонкий саспенс дополняется тщательно прописанными персонажами. В фильме всего две главные героини (остальные участники процесса почти не заняты в сюжете), и через их общение весьма рельефно изображается логика женщин, которые вопреки всему защищают серийных убийц. Если по форме «Красные комнаты» всегда остаются триллером, то по содержанию это тщательное изучение характеров двух очень разных женщин, охваченных одинаковой страстью к маньяку. Жюльетт Гарьепи отлично справилась с ролью успешной, но замкнутой в себе красавицы, которая шаг за шагом приходит к осознанию своего наваждения. С нею контрастирует Лори Бабен, хорошо играющая экспансивную и наивную Клементину, готовую с самого начала яростно защищать убийцу.

Кадр из фильма

Кадр из фильма

Наконец, «Красные комнаты» от первого до последнего кадра пропитаны вязкой, тревожной атмосферой, переданной с отменным чувством стиля. Приглушенные цвета и холодные оттенки, мерцающие в темноте мониторы и полумрак городских улиц создают постоянное ощущение меланхоличной нервозности даже в спокойных сценах (а таких здесь большинство). Обилие статичных кадров, длинные планы и «медленный» монтаж с редкими перебивками порой напоминают документалистику, тем самым подчеркивая реализм происходящего, оттеняя душевное состояние героинь и помогая погрузиться в детали жуткой истории Шевалье.

Паскаль Планте снял минималистичный, но эффектный драматический триллер, в котором незамысловатый сюжет скрывает психологическую глубину. «Красные комнаты», хоть и основаны на городской легенде (считается, что стриминг убийств в даркнете невозможен из-за технических ограничений, связанных с шифрованием данных), тем не менее опираются на вполне реальный феномен фанаток серийных убийц. И предлагают наглядное и убедительное его объяснение, показывая, что поклонниц маньяков нельзя всем скопом записывать в категорию маргиналов, неуравновешенных или же лишенных эмпатии людей.

Поделиться