В конце XXI века экологическая катастрофа и рост преступности заставили задуматься сильных мира сего о прибежище в космосе. Таковым стал Элизиум — орбитальная станция с неограниченными ресурсами для самых состоятельных и влиятельных представителей человечества. Полвека спустя социальный уклад окончательно формируется, деля общество на две неравные половины: элиту, обитающую на Элизиуме и бедняков, вынужденных влачить жалкое существование в трущобах.
Простой работяга Макс Де Коста (Мэтт Деймон) получает смертельную дозу облучения в результате несчастного случая на производстве. В его распоряжении остаётся не более пяти дней. Он решает во что бы то ни стало попасть на Элизиум, где в каждом доме установлены аппараты полной регенерации организма. Другого мнения придерживается министр обороны Делакур (Джоди Фостер), жёстко пресекающая попытки миграции с Земли. Ситуация усложняется, когда Макс становится носителем информации, в которой жизненно заинтересована Делакур...
После выдающегося во всех смыслах дебюта режиссёр Бломкамп мог позволить себе всё, что угодно. Редкое по нынешним временам сочетание кассового успеха и критических оваций, выпавших на долю полнометражного первенца йоханнесбургского вундеркинда, развязывало тому руки. Нил, очевидно, был не до конца удовлетворён собственным высказыванием на тему социального неравенства — путеводная метафора «Района № 9» — и решил озвучить оставшиеся на сей счёт соображения в режиме «быстрее-выше-сильнее».
Некоторая вторичность режиссёрского месседжа, пожалуй, единственная более-менее серьёзная шпилька, которую при желании можно адресовать «Элизиуму». Да, Бломкамп снова расставляет шахматные фигуры по заветам классиков марксизма-ленинизма, настойчиво напоминая зрителю о колоссальном социальном расслоении. Не в далеком 2154-м, а в наши дни, здесь и сейчас. В таких случаях, впрочем, не стоит забывать и о том, что режиссёр по роду деятельности обязан не просто красиво вить паутину повествования, но и внятно расставлять акценты, намекать, обострять, подталкивать к важным для себя выводам. В этом смысле, «Элизиум» не оставляет никаких сомнений: Нил Бломкамп — не просто талантливый рассказчик, но и человек с чётко сформулированной гражданской позицией. Всё остальное, творящееся на экране на протяжении 109-минутного хронометража, полностью соответствует уже упомянутому олимпийскому девизу, на реализацию которого были выделены солидные $100 млн (бюджет «Района № 9» был в три раза меньше). Бломкамп рисует фантастическую по определению историю в максимально реалистичных красках, добиваясь высокого уровня вовлечения и сопереживания.
Важно помнить — перед нами антиутопия. Жанр жёсткий, колючий, иногда жестокий, в каком-то смысле неприятный, лишённый даже намёка на сантименты. Режиссёр, несомненно, знал и помнил об этом. Сняв в итоге фильм, оправдывающий самим фактом премьеры столь неоднозначное (с художественной точки зрения) кинолето 2013-го.