Рецензия на фильм «Две королевы»

Феминистская интерпретация взаимоотношений королевы Шотландии и королевы Англии получилась исторически необоснованной – да и просто скучной.

Действия картины разворачиваются в середине XVI века, когда Мария Стюарт (Сирша Ронан) возвращается из Франции к себе на родину в Шотландию. Она намеревается занять принадлежащий ей по праву крови трон, а большинство остальных персонажей фильма будут ей по мере сил мешать это сделать. В ход пойдут самые разные средства: от мелких козней до заговоров и спланированных восстаний, подкрепляемые по большей части нехитрой мудростью: женщине нечего делать у руля истории. Наблюдающая за всем этим с высоты английского трона королева Елизавета I (Марго Робби) занимает изначально «сложную» позицию: с одной стороны, она сама женщина, с другой – гипотетический наследник может претендовать и на английскую корону…

В основном критика данной ленты сводится к очевидному выводу: известный театральный режиссер, но дебютант в кино Джози Рурк в погоне за актуализацией исторического материала совсем забыла о драматургии. И это действительно так. «Две королевы» грешат недостоверностью в интерпретации реальных событий. Рурк вовсю педалирует все возможные современные критические дискурсы: феминистский, расовый, ЛГБТ-шный, антиклерикальный, не особенно заботясь об их уместности для изображаемого времени. Ну а если говорить про зрительский потенциал картины, то по-хорошему от скуки бесконечных разговоров спасают лишь панорамные пейзажи.

Однако же к финалу эти стремящиеся к лозунговой риторике диалоги вдруг обнаруживают какую-то зашифрованную осмысленность тайной шахматной игры. Дешифровывать эту тайнопись особой охоты не возникает, но все-таки приятно найти за слоями сомнительной костюмной ткани и конъюнктурных высказываний что-то живое.

Поделиться