Молодому наследнику Дориану Грею (Бен Барнс) было бы, наверное, куда хлопотнее осваиваться в лондонском высшем свете, кабы вовремя не подвернулся лорд Генри (Колин Ферт). Блистательный циник и эстет относительно коротко и ясно объяснил юноше, что жизнь – коротка, и, грубо говоря, брать от нее нужно все, что только можно. Сориентировав таким образом Дориана в лабиринте страстей и искушений, лорд Генри, увы, не подозревал, какое чудовище он создал походя и между делом. И теперь портрет Дориана, написанный талантливым художником Бэзилом (Бен Чаплин), чудодейственным образом страдает за все грехи оригинала (стареет, кряхтит, стонет и извергает сопутствующих антисанитарии тварей), а сам Грей безнаказанно пускается во все тяжкие, десятилетиями сохраняя очарование юности и красоту, некогда поразившую лондонский бомонд…
Вот и настало время, когда реверансы, цветы на могилку на Пер-Лашез и прочие знаки внимания и уважения, адресованные мятежному классику, уступили место куда более актуальному потребительскому отношению: отныне Оскар Уайльд – поставщик сюжетов. Режиссер Оливер Паркер до «Дориана Грея» отметился по-ученически добросовестными экранизациями уайльдовских комедий «Идеальный муж» и «Как важно быть серьезным». Видимо, решив, что пришла, наконец, пора встать из-за парты, Паркер нарастил на скелет «Портрета Дориана Грея» гнилую плоть. Вольнодумство, по правде говоря, весьма сомнительное: из многозначного текста «уайльдовед» вычленил готический антураж и преподнес его в новомодном комиксовом ключе – даже архитектура викторианского Лондона здесь выглядит куда более компьютерной, чем, скажем, в «Шерлоке Холмсе».
Сознательно «умерщвляя» картинку, приводя к примитивным (зато понятным) схемам мотивационные порывы действующих лиц, Паркер добился того, что снял кино, которое по искусственности исполнения вполне способно соперничать хоть с самим «Видоком», однако вчистую проигрывает ему по части самоиронии (говоря точнее, таковой в «Грее» и вовсе нет). И вот уже в угоду пораженческой простоте Сибила Вэйн (Рейчел Херд-Вуд) играет не Джульетту, а Офелию. Сам Дориан почти мгновенно трансформируется из перепуганного щенка в полнокровного гедониста. А выдающийся артист Колин Ферт по ходу дела обнаруживает, что его жестоко обманули – оказывается, изображая лорда Генри (колоритнейшего, ключевого героя истории), ему, в сущности, нечего играть: режиссер потратил хронометраж на спецэффекты в духе расплодившегося подросткового фэнтези.
Однако первые минут пятнадцать «Дориана Грея», чего греха таить, необычайно хороши – до того, что так и хочется подкинуть вроде бы мастеровитому постановщику на экранизацию еще чего-нибудь этакого (ну, хоть «Ребекку» Дюморье). Увы, прекрасная иллюзия тает на глазах: старательно мастеря скучный готический моралите-триллер, Паркер, кажется, и сам скучает, сводя на нет многослойную уайльдовскую проблематику и подменяя интригующий ницшеанский душок «Портрета» банальным чердачным смрадом. Да, такой подход не лишен некоторого цинизма, однако циник, по тому же Уайльду, это «человек, знающий всему цену, но не знающий ценности». Вот то-то и оно…