В конце февраля один из крупнейших «независимых» режиссёров США Александр Пейн поделился с изданием Moviemaker.com правилами, которых он придерживается во время съёмок.
1. Прочтите последнюю главу «Открытой книги» Джона Хьюстона и «Казан о Казане» Мишеля Симента: в них доступно изложена вся басня «путешествуй, живи, влюбись, останься с разбитым сердцем», и изложена лучше, чем мог бы изложить я.
2. Нет никаких предписаний — у каждого свой путь. Дэвид У. Гриффит не учился на режиссёра. Важно только делать кино.
3. Пользуйтесь доступностью цифровых камер, а также всем тем богатым опытом, который изложен в книгах и в бонусах к DVD. Знаете, если в 1943 году вам понравилась «Касабланка», вы не имели возможности посмотреть её ещё раз. Оставалось просто запоминать раз и навсегда. Теперь же можно смотреть её снова и снова. Это же чудо!
4. Изучайте великие фильмы и размышляйте о том, в чём состоит их величие. Запомните свой любимый фильм покадрово: когда начинается закадровая музыка, когда она исчезает, как долго камера держится на чём-то, чтобы вызвать эмоциональный отклик, как звучат диалоги. Вы, конечно, потом не снимете тот же самый фильм, но со временем в вашем сознании образуется этакая полочка со специями.
5. Последнее, что вам нужно, — это блестящий оператор-постановщик, который при этом был бы говнюком. Нанять такого — значит напроситься на неприятности.
6. Прелесть сотрудничества с кем-то — в эффективности и в вопросах, которые вы задаете друг друга. На площадке я не выкрикиваю приказы, которые должны безропотно исполняться. Главы различных департаментов выводят будущий фильм из моих слов, а я — из их.
7. В рамках нарративного кино двухчасовой продолжительности, о котором мы, как водится, говорим, важны все элементы (плохой саундтрек, к примеру, может утопить всю картину). Но особую роль играют сценарий и кастинг. Эти два элемента создают больше всего проблем на стадии монтажа. Проблемы возникают не потому, что вы привыкли иметь дело с 50-миллиметровой, а не 35-миллиметровой пленкой. Проблемы возникают из-за слабого сценария или неудачного выбора актёров.
8. Я прибываю на площадку раньше, чем актёры, и порой раньше, чем оператор-постановщик, и на месте я отыгрываю сцену сам для себя. Благодаря этому я понимаю, какие именно задачи ставятся перед актёрами, и могу руководить ими с большей осмысленностью.
9. Один из самых старых и надёжных советов: «Всегда держи входы и выходы под контролем». Снимая крупный план, будьте уверены, что актёр может попасть в кадр и выйти из него.
10. Мёд на вкус слаще уксуса. Я получаю больше удовольствия от режиссуры, чем от чего-либо ещё, и обнаружил со временем, что это удовольствие заразительно.
11. Сложно сказать, что смешно. Не знаю, как дать хорошему юмору определение, — я просто понимаю, когда вижу его.
12. Все они изо всех сил пытаются заставить вас сойти со своей точки зрения, и, когда вы наконец это делаете, теряют к вам всякое уважение.
13. У вас больше власти, чем кажется.
© Перевод Арсения Князькова