Спродюсировал 93-ю «ковидную» церемонию вручения «Оскара» Стивен Содерберг, и это идеальный выбор: главный, пожалуй, голливудский многостаночник — первая и чуть ли не единственная кандидатура, приходящая на ум в почти экстремальных условиях пандемии. Содерберг — не только генератор новаторских решений, но и человек, решающий проблемы эффективно и оперативно: в Голливуде он славен стремительными темпами работы (Стивен, например, начинает монтаж фильма еще на съемочной площадке, тем самым сокращая время производственного процесса).
Прошедший «Оскар» был самым мобильным за всю историю вручения премии. В самом Лос-Анджелесе были задействованы две локации: традиционная — кинотеатр Dolby на Голливудском бульваре, и дополнительная — внутренний двор железнодорожного вокзала Union Station. Вокзал — знаковое для кинематографистов место: здесь, например, Ридли Скотт снимал полицейский участок в «Бегущем по лезвию», о чем упомянул в своем ностальгическом спиче Харрисон Форд, объявлявший номинацию «Лучший монтаж».
Глобальность «Оскару» придали прямые включения из Лондона, Парижа, Стокгольма и Сеула. При этом звезды, вышедшие на связь из Лондона, были в праздничных нарядах — гости собрались в знаменитом кинотеатре Британского института кино Southbank. А из столицы Южной Кореи вещал прошлогодний триумфатор Пон Джун-хо, объявивший режиссеров-номинантов.
Прошедшая церемония — одна из самых немноголюдных за всю историю «Оскара», и это легко понять, учитывая все карантинные обстоятельства. В зал Dolby допустили менее 200 человек, причем гостей было бы еще меньше, если бы объявленные ранее жесткие правила соблюли в точности: предполагалось, что в зал попадут только номинанты, однако некоторые кинематографисты все же провели с собой родственников и друзей.
Далеко не все в этот раз горели желанием попасть на церемонию, и виной тому опять-таки жесткие ограничения: к примеру, чтобы оказаться среди гостей, необходимо было пройти ПЦР-тест на коронавирус три раза. Надо ли удивляться тому, что, многие зарубежные гости предпочли остаться дома, тем более что видеосвязь организаторы все-таки разрешили (ранее они заявляли, что средства дистанционного общения типа zoom испортят праздничную атмосферу).
Многие сетовали на предсказуемость нынешнего «Оскара». При взгляде на список номинантов и промежуточные итоги наградного сезона и впрямь бросалось в глаза отсутствие интриги: «Земля кочевников», уже получившая более 200 различных наград и премий (включая «Золотого льва» Венецианского фестиваля, приз зрительских симпатий кинофестиваля в Торонто, премии «Золотой глобус», BAFTA, Gotham и Independent Spirit), казалась безоговорочным победителем (так и вышло).
Однако без сюрпризов все же не обошлось, и главный из них — награждение Энтони Хопкинса за лучшую мужскую роль. Практически все были уверены, что в этой номинации будет посмертно отмечена работа Чедвика Боузмана в музыкальном байопике «Ма Рейни: Мать блюза» — как в свое время Академия поступила, например, с покойным Хитом Леджером, сыгравшим Джокера в «Темном рыцаре». Но академики на этот раз пошли по стопам своих британских коллег, которые тоже предпочли актерскую работу Хопкинса и вручили ветерану премию BAFTA.
Хопкинс, похоже, и сам был абсолютно уверен в том, что «Оскара» присудят Боузману, поскольку даже не вышел на связь из Великобритании. Зато позже сэр Энтони записал короткое видео из Уэльса и выложил его в Instagram. Хопкинс отметил, что совершенно не ожидал, что «Оскар» достанется ему, поблагодарил Академию и почтил память Чедвика Боузмана, который «ушел от нас слишком рано»:
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Кстати, 83-летний сэр Энтони стал самым пожилым обладателем «Оскара» в актерских номинациях за всю истории премии. Ранее рекорд принадлежал Кристоферу Пламмеру, ушедшему из жизни совсем недавно, 5 февраля 2021 года — в 2012-м, когда ему было 82, он получил статуэтку за роль второго плана в комедии «Начинающие».
И еще немного о рекордах: Хлоя Чжао, получившая «Оскара» за режиссуру (что не стало ни для кого неожиданностью), стала первой женщиной азиатского происхождения, удостоенной премии Академии в этой номинации, и всего лишь второй — после Кэтрин Бигелоу («Повелитель бури») — женщиной в истории «Оскара», завоевавшей статуэтку за режиссуру.
Еще одним неоднозначным решением стал «Оскар» за оригинальный сценарий — его получила Эмиральд Феннел за свой режиссерский дебют «Девушка, подающая надежды». Ожидалось, что академики отметят в этой номинации Аарона Соркина за «Суд над чикагской семеркой», однако феминистский триллер одержал верх над политической драмой.
Ну а главной неудачницей церемонии стала Гленн Клоуз. Актриса, номинированная на «Оскар» за роль второго плана в картине «Элегия Хиллбилли», уступила статуэтку кореянке Юн Ё-Джон («Минари»). И все бы ничего, но у Клоуз это уже восьмая номинация на «Оскар» в карьере, и пока — ни одной победы! Впрочем, 74-актриса вовсе не выглядела расстроенной — в конце церемонии она исполнила хип-хоп-танец под трек «Da Butt» из фильма Спайка Ли «Школьные годы чудесные»:
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Наконец, еще одна особенность церемонии — изменение порядка объявления номинантов и победителей. Так, «Оскар» за лучший фильм вручили не в самом финале, как обычно, а за две номинации до занавеса, оставив на десерт две актерские номинации — «Лучшая женская роль» и «Лучшая мужская роль». Сама по себе идея, может быть, не так уж и плоха (все-таки актерские работы — «лицо» кинематографа), но первый блин оказался комом: Энтони Хопкинс, которого наградили «Оскаром» за роль в драме «Отец», не присутствовал (как уже было сказано выше) на церемонии ни офлайн, ни по видеосвязи, так что завершилась церемония нестройным аккордом.
В России 93-ю церемонию вручения премии «Оскар» транслировал мультимедийный сервис Okko. Запись трансляции «Оскара-2021» (полная версия, полуторачасовая версия с главными моментами церемонии и репортаж с красной дорожки) уже доступна подписчикам сервиса.