В городке Хокинс снова проблемы. Тайком от местных под новеньким торговым центром расположилась советская военная база, а чудище, которое вроде бы детишки благополучно одолели в прошлом сезоне, оказалось на свободе и стало потихоньку поглощать организмы мирных жителей. На фоне нарастающих проблем, старые знакомые взрослеют, переживают первые серьезные чувства, утраты и просто учатся жить во «взрослом» мире.
По второму сезону ностальгического эксплотейшена «Очень странные дела» стало совершенно понятно, что создатели братья Даффер не слишком выдающиеся сценаристы. Каким-то образом, они, нагромоздив множество событий, не сумели толком продвинуть основную историю хотя бы на шаг. При этом Дафферы оставили себе грабли, на которые им придется однажды наступить, открыв, что есть еще подростки со сверхспособностями, как у Одиннадцатой (Милли Бобби Браун). Однако в третьей главе «Очень странных дел» они максимально постарались забыть об этом и вернуться к истокам — милому подростковому приключению в навязчивом антураже 1980-х.
Фактически, Дафферы не стали менять устоявшуюся формулу. Третий сезон — тот же первый, но с незначительными изменениями. Во-первых, детишки подросли, как в жизни, так и в сериале. Игры, комиксы и беззаботные катания на велосипедах остались в прошлом — теперь на повестке дня отношения с противоположным полом. Самое интересное в «Очень странных делах» — наблюдать, как меняются актеры вместе со своими персонажами, и в какой-то степени переживать вместе с ними это взросление через собственный опыт и ностальгию. И в этом смысле братья Дафферы справляются прекрасно, хоть и без каких-либо блистательных результатов. Во-вторых, наконец, дали слово «новичкам» рыженькой Максим (Сэди Синк) и ее брату-мачо Билли (Дакре Монтгомери). Им досталось куда больше экранного времени и реплики поприличнее, чем в предыдущем сезоне. И если в прошлый раз были сомнения, то в третьей главе они уже стали полноправными жителями Хокинса.
Самым же ощутимым прибавлением стало наличие «клюквенной» Красной армии, затеявшей мировой заговор прямо под ногами ни о чем не подозревающих американцев. Поначалу столь карикатурное и смехотворное изображение наших соотечественников в форме вызывает недоумение. Однако вскоре вспоминаешь, что на дворе 1985 год — время, когда советские войска в кино изображались именно так. Как подтверждает мальчик Дастин (Гатен Матараццо) — все прямо как в «Красном рассвете». А когда Вайнона Райдер примерит на себя советскую форму с серпом, молотом и звездой, то вопросы сами собой отпадут.
Радует, что в третьем сезоне стало, как будто, меньше отсылок и натужного восьмидесятничества. Заметно, что Дафферы стараются привнести что-то свое. Таким образом в уста девочки Максим неожиданно вкладывают откровенно феминистские речи, больше подходящие сегодняшнему дню, нежели 1985-му году. Девочка призывает свою подружку Одиннадцатую плюнуть на парней и искать себя, а за одно подкладывает ей комиксы про «Чудо-женщину», будто Библию. Впрочем, главным открытием этого сезона станет другая девочка — Робин в исполнении Майи Хоук. Она не только играет чуть ли не лучше всех остальных (юные актеры в большинстве своем сильно разленились «за лето», а Дэвид Харбор и вовсе заигрался в Хэллбоя), но и химия между ее героиней и «красавчиком» Стивом Харрингтоном (Джо Кири) — лучшее, что случилось с сериалом со времен первых его серий. Эпизод, в котором они бегают от красноармейцев под воздействием сыворотки правды — поистине замечателен.
Жаль, что при наличии столь обаятельного каста, братья Дафферы так и не успели придумать что-то ощутимо новое и интересное. По факту, история городка Хокинс не сдвинулась ни на йоту (может, совсем малость), детки только повзрослели. Авторы очень точно вспомнили о культовой фантастике «Вторжение похитителей тел» и «Нечто» — оба, в общем-то, и рассказывали о «Красной угрозе» — но как-то красочно и убедительно подать эти сюжеты у них не получилось. В конце концов, все сводится к довольно банальным битвам с «боссами», которые хоть и весьма в духе 1980-х, смотрятся архаично и глуповато.
Главное, что хорошо получилось передать братьям Даффер, так это то, что с уходом из Хокинса чудищ и злых русских, уходит и детство. Финал третьего сезона, в отличие от сахарного второго, напоминает расставание «Клуба неудачников» из «Оно». Конечно, зло еще вернется, и уж на этот раз Дафферам не отвертеться — придется придумывать что-то новое, ведь ребятишки станут совсем взрослыми.