Легендарный экшн Джона МакТирнана из золотого фонда 1980-х сейчас невозможно представить без Брюса Уиллиса. Именно здесь Уиллис впервые примерил на себя амплуа крутого парня, регулярно попадающего в нелепые ситуации. Этим сочетанием комизма и героики Уиллис и запомнился зрителям: по сути, его Джон Макклейн стал едва ли не первым современным экшн-героем, похожим на человека, а не на высеченный из гранита образ качка без страха и упрека.
(Дмитрий Соколов)
Первый вклад Уиллиса в buddy movie, что само по себе — знаковый момент. Впоследствии Брюс не раз выступал в том же формате (например, в недооцененных «16 кварталах»), но именно «Последний бойскаут» останется его самым ярким выходом в поджанре (и не только из-за сцены, где Уиллис танцует джигу в свете прожекторов). Сам же экшн Тони Скотта, тогда еще только нащупывавшего фирменный визуальный стиль, на поверку оказывается нетипичным калифорнийским неонуаром, а Уиллис представляется своеобразным воплощением Хамфри Богарта — с поправкой на эпоху расцвета MTV.
(Дмитрий Молчанов)
После успеха франшизы «Крепкий орешек» имя Уиллиса стало прочно ассоциироваться с боевиками, но начинал-то он в комедиях (сериале «Детективное агентство "Лунный свет"») и о своих корнях не забыл. Прошлый опыт помог ему в мистической комедии Роберта Земекиса создать не самый типичный для себя образ — вечно подавленного алкоголика, оказавшегося в центре борьбы двух властных женщин.
(Д. С.)
В «Криминальном чтиве» Брюс Уиллис играет боксера Бутча на контрасте, который и образовал его культовый образ в кино. При брутальной наружности его герой является нравственным камертоном фильма Тарантино, внутри он добрый и нежный мужчина, о чем также сообщают его отношения с хрупкой подругой Фабиан. Бутч — самый благородный герой фильма, сумевший выпутаться из круговерти насилия и грязных денег. Человечности ему как персонажу придают часы отца, которые он забывает в кульминационный момент дома. Ради этих часов, олицетворяющих для него не только память, но и честь, Бутч бросается прямиком в ловушку — совершает поступок, противоречащий логике криминального мира.
(Кирилл Горячок)
В антиутопии Терри Гиллиама спасти мир от вымирания вследствие распространения смертельно опасного вируса предстоит обычному уголовнику Джеймсу Коулу. «12 обезьян» — фильм об абсурдности истории, которой придает смысл только индивидуальная судьба человека. Уиллис играет здесь небритого и растерянного бунтаря, севшего в тюрьму за дерзость и неповиновение власти. Комедийный талант артиста помогает выразить то недоумение, которое испытывает Коул во время поисков таинственной организации «12 обезьян». Внутренняя жажда справедливости, стремление узнать правду и делают его самым нужным человеком для этой миссии.
(К. Г.)
Очередное явление Уиллиса народу в майке-алкоголичке — но на этот раз дизайнерской (от Готье). Во второй половине 1990-х Брюс прописался в космосе — оказалось, что и в жанре фантастики он выглядит максимально органично. В веселом сайфае Люка Бессона Уиллис по инерции изображает все того же нуарного героя, которому проще спасти мир, чем вовремя побриться. Таксист Корбен Даллас с опасным спецназовским прошлым (этакая светлая футуристическая версия Трэвиса Бикла) контрастирует с окружающей его пестрой эксцентрикой, и этот контраст — одна из главных находок Бессона в «Пятом элементе».
(Д. М.)
Здесь есть все, что нужно знать о Майкле Бэе образца 1990-х — и это не только big bada boom (как сказала бы Лилу из «Пятого элемента»), но и харизматичные герои, отвечающие за зрительские эмоции. Уиллис во главе актерского ансамбля «Армагеддона» с этой частью справился превосходно — героическую драму он отыгрывает с почти иствудовским прищуром, а вдобавок еще и отлично смотрится в амплуа «беспокойный отец взрослой дочери». Да, за роль героя-буровика Гарри Стэмпера Брюсу присудили «Золотую малину», но ее, скажем честно, давали и за куда меньшие прегрешения, чем съемки у Майкла Бэя.
(Д. М.)
«Мертвец не знает о том, что он мертв», — сообщает мальчик Коул своему психиатру Малькольму Кроу. Брюс Уиллис с его скупой манерой игры и скептичной улыбкой становится в «Шестом чувстве» этаким детективом с того света. Лечение мальчика оборачивается для Кроу поиском самого себя, а затем покаяния и прощения. С Хэйли Джоэлом Осментом у актера образуется отличная химия — Уиллис вообще прекрасно умел работать с детьми в разных фильмах. И ему хорошо удалось передать обыкновенность своего героя, с ним легко ассоциироваться, и потому так силен ударный финал М. Найта Шьямалана — каждый задумается, а жив ли он на самом деле?
(К. Г.)
К 2000 году Брюс Уиллис столько раз представал в образе героя, что приобретение приставки «супер» было делом времени. пропуск в супергеройское кино Брюсу выдал Шьямалан, точно уловивший интонацию, объединяющую тех персонажей Уиллиса, которые кого-либо или что-либо спасают: все они — герои поневоле, часто не осознающие свою силу и отвагу, но готовые рискнуть, если того требуют обстоятельства. «Неуязвимый» не только раскрывает этот типаж во всей красе, но и тонко анализирует сам жанр комиксовой супергероики, который с того же 2000-го — с выходом «Людей Икс» — станет определяющим в Голливуде. (Д. М.)
В неонуарном кинокомиксе Роберта Родригеса Уиллис был далеко не единственной звездой, однако сыгранный им детектив Фрэнк Хартиган оказался, пожалуй, самым трагичным персонажем в фильме. В нем нет и следа от юморных экшн-героев 1980-х и 1990-х, зато есть чудовищная усталость от жизни и выгорание, под которыми скрываются человечность и готовность к самопожертвованию.
(Д. С.)
То, что Уиллис способен «украсть» фильм, выступая на втором плане, он доказал еще в далеком 1990-м, блистательно сыграв пронырливого (и всегда слегка пьяного) журналиста в сатире Брайана Де Пальмы «Костер тщеславий». В нежной истории о первой любви, снятой Уэсом Андерсоном, Брюс проделал тот же трюк — его персонаж, интеллигентный, даже робкий шеф полиции маленького островка в Новой Англии, совершает подвиг: сначала спасает детишек от гибели во время жуткого ливня, а затем усыновляет юного главного героя, фактически снова его спасая — на этот раз от интерната и принудительной электросудорожной терапии.
(Д. М.)
Брюс Уиллис снова — спустя семнадцать лет после «12 обезьян» — путешествует во времени: его герой встречается с самим собой из прошлого (Джозеф Гордон-Левитт в гриме) и вновь обременен миссией по спасению мира (ну и жены заодно). Режиссер и сценарист Райан Джонсон хитро упаковал в фантастический сюжет драму о попытке разобраться в самом себе с примесью достоевщины: в этой системе координат и мечется герой Уиллиса, обуреваемый сомнениями и движимый, словно Терминатор, чудовищной конечной целью.
(Д. М.)