2044 год. Габриэль (Леа Сейду), тяжело переживая одиночество и тоску, решает сделать операцию по очистке ДНК от эмоций. Она ложится в ванну с черной субстанцией и погружается в видения своих прошлых жизней: в 1910-м и 2014-м годах. В них Габриэль снова и снова встречается с Луи (Джордж МакКей). Они влюбляются друг в друга, но что-то всегда идет не так. Чтобы избавиться от этой боли, девушке необходимо прожить каждый момент этой трагической любви.
«Предчувствие» французского режиссера Бертрана Бонелло, автора эстетской биографии Ива Сен-Лорана, задумывалось еще в доковидные годы. Тогда пару Леа Сейду должен был составить Гаспар Ульель, но он трагически погиб в 2022 году. Бонелло нашел ему замену в лице британского артиста Джорджа МакКея, а сам фильм посвятил Ульелю. Печальная история «Предчувствия» об упущенной любви во многом резонирует с судьбой ушедшей звезды французского кино.
Сюжет фильма можно разделить на три самостоятельные части, в которых разворачивается более-менее похожая история о «невстрече» женщины и мужчины. Оригинальное название «Предчувствия» — La bête, «Зверь», отсылает к рассказу Генри Джеймса «Зверь в чаще», мотивы которого и легли в основу картины Бонелло. Действие первой новеллы, первой «прошлой жизни» Габриэль, разворачивается в аристократическом салоне в начале ХХ века и практически полностью повторяет текст Джеймса. Но вскоре становится очевидно, что классическая литература — лишь отправная точка для постмодернистской игры режиссера.
«Предчувствие» может сперва обескуражить своей тяжеловесностью и многозначительностью. Однако зритель, решивший все-таки разобраться в этом ребусе, будет вознагражден. Несчастная любовь Габриэль и Луи окружена тревожными символами и недобрыми знаками: голубь, влетевший в окно, природный катаклизм (наводнение или землетрясение), гадалка, предвидящая смерть, нож на столе и много-много кукол — бесчувственных и оттого очень страшных. Главная тема «Предчувствия» — очищение от эмоций, которые искусственный интеллект, управляющий человечеством в 2044 году, считает лишними и ненужными. Габриэль готова отказаться от них, чтобы не испытывать боль от одиночества, но каждая встреча с Луи пробуждает в ней еще более сильные чувства.
У Сейду и МакКея получился необычный и — под стать фильму — странный дуэт, который удивляет притягательным несоответствием персонажей: высокий, немного нелепый, с большими глазами и вытянутым лицом Луи и женственная, немного потерянная Габриэль. Самое интересное начинается во «второй жизни» героини, когда та оборачивается неудачливой моделью с комплексом неполноценности, а Луи — блогером-инцелом, который хочет отомстить всем блондинкам за то, что те не обращают на него внимания (реальная история, произошедшая в США в 2014 году). Напряжение между любовниками нарастает вместе с уровнем абсурда и сюрреализма. Бонелло, в лучших традициях Дэвида Линча, нагнетает тревожное напряжение из сочетания несочетаемого в одной сцене. Предчувствие, что сейчас произойдет что-то непоправимое, режиссер использует в фильме очень хорошо, порой натурально до мурашек.
Сам Бонелло называет «Предчувствие» своей лучшей работой и, пожалуй, можно с ним согласиться. Амбициозный постмодернистский замысел определенно удался, несмотря на довольно высокий порог вхождения в этот вычурный мир фантазий и любовных трагедий. Наверное, главное достоинство картины в том, что она на протяжении двух часов не теряет основную тему — дегуманизацию, бесчувственность и фатализм современной жизни. Если век назад любовь не могла случиться из-за какой-то трагической случайности, то в ближайшем будущем, управляемом нейросетью, она уже попросту невозможна, должна быть очищена вместе с другими ненужными эмоциями. И кода «Предчувствия» в этом смысле похожа на культовый финал «Вторжения похитителей тел» 1978 года и не оставляет зрителю надежды, что дурные предчувствия вдруг обернутся счастливой развязкой.
ГДЕ СМОТРЕТЬ: Кинопоиск, Okko, Wink, KION