Бобби (Дев Патель) работает официантом в роскошном отеле, а подрабатывает, получая зуботычины на ринге. Однажды среди клиентов он узнает человека, много лет назад убившего его мать, и решает отомстить. Однако простой план покушения срывается в последний момент, и Бобби чудом удается скрыться: для полицейских он теперь террорист-одиночка. Найдя убежище в древнем храме, уличный боец-неудачник переосмыслит свою жизнь и станет борцом за справедливость, бросив вызов коррумпированным политикам и силовикам, держащим в страхе весь город.
«Манкимэн» — авторский проект Дева Пателя, который здесь не только сыграл главную роль, но и выступил режиссером, соавтором сценария, а также одним из продюсеров. Надо сказать, что дебют вышел впечатляющим: перед нами кровавый экшен, в котором нашлось место внятной драме и тонким отсылкам к индийской мифологии.
Визуальный ряд «Манкимэна» эффектно обыгрывает сеттинг шумного и яркого индийского мегаполиса. Бедняки и обычные люди толпятся на узких улочках, в то время как богачи трапезничают в роскошных ресторанах и отдыхают в залитых неоном ночных клубах. Постоянно используя ручную камеру, оператор Шарон Мейр (работавший над «Одержимостью») усиливает эффект погружения в среду, изображая и вопиющее богатство, и беспросветную нищету одинаково сочно. Здесь почти нет статичных, длинных кадров, все вокруг находится в постоянном движении, а клиповый монтаж умело подчеркивает нервный динамизм. Хотя такой видеоряд поначалу может выглядеть как навязчивая стилизация под экшен-драмы 2000-х (вроде «Гнева» или «Домино» у Тони Скотта), в «Манкимэне» он работает отлично. Быстрые монтажные склейки и обилие крупных планов подчеркивают тревогу Бобби, постоянно балансирующего на грани между победой и поражением: он вынужден то драться за лишнюю пачку рупий, то униженно просить о повышении, то бешено прыгать по крышам, убегая от полиции.
А уж в сценах драк работа с динамичной камерой выше всяких похвал. Учитывая, что большая часть схваток идет врукопашную, «Манкимэн» быстро затягивает в атмосферу безжалостного мордобоя. Драки при этом столь же частые, сколь и разнообразные. Есть немного боев на ринге, кое-какие перестрелки и вереница рукопашных схваток разного масштаба — от поединка на троих в кабинке туалета до роскошной арт-бойни в финале, когда вооруженные изогнутыми клинками монахи беспощадно полосуют охранников главного злодея. Звучат сдавленные крики, смачно хрустят сломанные руки и ноги, Бобби втыкает нож зубами кому-то в горло, а кровь обильно хлещет на картины индийских божеств. И это лишь одна экшен-сцена, а их на два часа в «Манкимэне» легко наберется с десяток!
О мифологическом контексте необходимо сказать отдельно. Хотя в фильме нет сверхъестественных элементов, сюжет полон аллюзий на легенды о Ханумане — индийском божестве силы и отваги, покровителе боевых искусств. А сценарий систематически обыгрывает локальный колорит: помимо мифа о Ханумане, случайно проглотившем Солнце, здесь используется и богатейшее визуальное наследие индийской культуры. Помимо деталей жизни и духовных практик в уединенной обители, Патель показывает (пусть фрагментарно) яркий фестиваль Дивали, когда по улицам шествуют красочные божества, а толпы людей в цветистых одеждах любуются салютом.
Не менее важен и драматический аспект сюжета. Через серию флэшбеков Патель раскрывает историю своего героя, вместе с матерью ставшего жертвой произвола местных властей. Эта линия позже приобретает еще и политический уклон, когда выясняется, что враг Бобби теперь — главный силовик в команде партийного лидера, набирающего очки на речах о «культурном суверенитете». Сценарий обходится без прямых выпадов, но из контекста ясно, что Патель метит в ярых популистов, раздающих громкие предвыборные обещания направо и налево, но по факту лишь обостряющих гражданский раскол в стране. Впрочем, до схематичной агитки «Манкимэн» не опускается, всегда оставаясь в первую очередь боевиком о поиске справедливости, так что на переднем плане остается главный герой и его личная травма.
Патель отлично справился с главной ролью, гармонично соединив в образе неприкаянного парня с улиц черты героя-одиночки и надломленного жизнью бедняка, ставшего символом борьбы за справедливость. Все прочие персонажи здесь обозначены пунктиром, хотя у многих образы получились яркие. В небольшой роли харизматичного рефери на ринге отметился Шарлто Копли, а суетливого коротышку Альфредо сыграл известный болливудский актер Питобаш. Злодеи, правда, получились не столь впечатляющими. Улыбчивый гуру Шакти (Макранд Дешпанде) в маленькой роли серого кардинала еще выглядит более-менее убедительно (ведь манипулятор обычно и должен оставаться за кулисами). А вот его правая рука — тот самый силовик Рана (Сикандер Кхер) — в основном зловеще скалится и сверкает бликами солнечных очков, да и последняя драка с ним вышла послабее первой.
Впрочем, эти мелкие недочеты в «Манкимэне» еле заметны на фоне бешеных по темпу драк, хлесткого визуального стиля и харизмы Пателя. Для актера (ставшего теперь еще и режиссером) это явно проект давней страсти, и преданность идее здесь ощущается в каждом кадре. Патель снял изобретательный по части иконографии экшен, оформив его как захватывающий трибьют «Рейду» и боевикам с Брюсом Ли — это плод подлинной любви к жанру и его ярчайшим звездам.