Эннис, штат Аляска. Незадолго до наступления полярной ночи исчезают все сотрудники научно-исследовательской станции, изучающей вечную мерзлоту. Тела пропавших вскоре находят — они вмерзли в лед и покрыты множеством жутких ранений. Местный шериф Дэнверс (Джоди Фостер) вместе с сотрудницей полиции штата Наварро (Кали Реис) начинают расследование, которое за несколько недель перевернет сонный шахтерский городок с ног на голову.
В 2010-х «Настоящий детектив», разработанный Ником Пиццолатто, задал новый стандарт качества для сериалов, несмотря на то, что безоговорочным признанием пользовался лишь первый сезон. Ни второй, ни третий, несмотря на теплые рецензии и хорошие рейтинги, не смогли достичь сопоставимой популярности. В новом сезоне Пиццолатто занимает сугубо декоративные позиции автора идеи и одного из исполнительных продюсеров, однако еще во время показа сериала успел жестко раскритиковать нового шоураннера Иссу Лопес за «глупые» сюжетные ходы и всячески отмежевался от проекта. Хотя раздражение Пиццолатто имеет под собой кое-какие основания, все же четвертый сезон «Настоящего детектива» далек от провала.
Как и прежде, в центре сюжета — извилистая детективная линия, связанная с громким преступлением. И, в соответствии с традицией сериала, расследование развивается на фоне нескольких переплетающихся историй семейной травмы. Но, в отличие от прошлых сезонов, на переднем плане теперь женщины. Мужчины здесь, конечно, присутствуют, но где-то на третьих ролях, в фокусе внимания — конфликт Дэнверс и ее приемной дочери Лии, а также непростые отношения Наварро с сестрой. Что еще важнее, в сюжете теперь четко прослеживаются мистические мотивы: во мраке полярной ночи мелькают призраки, героев озаряют мрачные видения, а в запутанном деле с учеными то и дело всплывает зловещий символ Желтого Короля из первого сезона.
Однако смена гендерных акцентов и заигрывания с мистикой остаются лишь экспериментами с формой, в то время как содержание осталось неизменным: это детективная драма, плотно вписанная в социальный контекст эпохи. В первом сезоне исследовались проблемы американского «глубинного Юга», во втором — разлагающий эффект коррупции в маленьком калифорнийском городке, в третьем — последствия «вьетнамского синдрома». Четвертый сезон посвящен сохранению локальных сообществ перед лицом хищнического капитализма. Речь здесь не только о коренных народах Аляски, но и о жителях городка, зависящих от шахты и обслуживающей ее корпорации. Но, увы, проработаны эти линии не столь тщательно, как в прошлых сезонах: куда больше внимания уделено семейной теме и ходу расследования.
Зато по части атмосферы четвертый сезон ненамного уступает предшественникам. Потенциал полярного сеттинга обыгран отлично: бесконечная ночь окутывает ледяные пустоши, крошечные огоньки домов и машин еле мерцают в окружающем мраке. Монтаж и операторская работа поддерживают ощущение сдавленности, хотя вокруг полно свободного пространства — герои окружены стеной из тьмы и снега. Особенно мощной клаустрофобия становится в финале, когда действие переносится в ледяные пещеры, полные узких изломанных проходов. В кадре преобладают оттенки черного и синего, лишь в «комнатных» эпизодах сохраняются естественные цвета.
Актерские работы традиционно хороши, но главная звезда легко затыкает за пояс всех остальных. Джоди Фостер крадет шоу в каждой сцене, затмевая собой даже напарницу Кали Реис. Между Фостер и Реис чувствуется химия, равно как и между Джоном Хоуксом и Финном Беннетом — еще одной значимой для сюжета парой полицейских. Однако многие второстепенные семейные линии (например, трагическая история сестры Наварро) почти никак не связаны с основным сюжетом и слабо влияют на развитие персонажей.
К сожалению, такого рода сценарные проблемы вообще нередки в четвертом сезоне. Но главная из них касается не побочных ветвей сюжета, а как раз ее основной линии. Общий контур происходящих событий понятен, но по мере приближения к финалу всплывает все больше небрежностей в деталях. К примеру, важный подозреваемый внезапно совершает суицид, хотя только что был связан по рукам и ногам. Та самая загадочная спираль, отсылающая к событиям из первого сезона, так и остается навязчивым фансервисом, ничего не привнося в сюжет. Наконец, ход с тайным сообществом сразу же ставит несколько серьезных вопросов о том, что же конкретно произошло с пропавшими учеными, но четких ответов никто не даст — даже на мистику здесь толком не ссылаются.
И все же как цельное художественное произведение четвертый сезон смотрится добротно, пусть ему порой и не хватает изящества и глубины любого из предыдущих. Об этом говорит и полярная реакция аудитории: пока критики превозносят работу Иссы Лопес, зрители реагируют куда сдержаннее. Как бы то ни было, новый сезон «Настоящего детектива» не стал революцией, но это по-прежнему извилистая и стильная история о тяжком преступлении, за раскрытием которого интересно наблюдать.