В тихом пригороде живет нелюдимый пчеловод Адам Клэй (Джейсон Стэйтем), снимающий сарай у местной пенсионерки. Узнав, что его пожилая соседка покончила с собой, став жертвой хитроумных мошенников, выудивших у нее кучу денег, Клэй решает найти и покарать их. Встав на путь возмездия, пчеловод вскоре столкнется с мощной корпорацией, за которой стоят первые лица страны. Но тихий мистер Клэй не дрогнет, ведь он — элитный киллер из тайного сообщества, услугами которого пользуется ЦРУ.
Новый фильм Дэвида Эйра (известного по «Тренировочному дню») — пока что один из главных неожиданных хитов года. «Пчеловод» должен был пройти в ограниченном прокате, а затем выйти на стримингах, но теплая реакция критиков и успешные показы убедили дистрибьюторов выпустить фильм не только в США, но и на зарубежных рынках. Решение вполне оправданное: Эйр снял отменный старомодный экшен, под завязку набитый драками и перестрелками.
Причем на этот раз львиная доля успеха связана не только с личным обаянием Стэйтема или эффектными боевыми сценами, но и с крепким сценарием Курта Уиммера (автор культового «Эквилибриума»). Он щедро рассыпал по сюжету уанлайнеры и хлесткие диалоги, заодно широкими мазками наметив мифологию «пчеловодов», которая легко может стать основной для франшизы, не уступающей «Джону Уику». С динамикой тоже все в порядке: после краткого пролога события начинают ускоряться, под конец принимая буквально общенациональные масштабы, а по следу пчеловода-отшельника идут уже не только ФБР и ЦРУ, но и Секретная служба с разнообразным спецназом.
Такой сюжет, конечно, дает возможность показать массу боевых сцен. И здесь Эйр использовал все, что можно было использовать. Клэй почти не применяет огнестрельное оружие, полагаясь в основном на рукопашный бой и вырубая толпы врагов парой-тройкой точечных ударов. «Пчеловоду» иногда не хватает изобретательности того же «Джона Уика» или элегантного драйва «Взрывной блондинки», но недостаток стиля Эйр отлично компенсирует общей смачностью и высокой частотой драк. Взять хотя бы финальный пробег Клэя по президентскому поместью — тут счет жертв пойдет на десятки, а закончится все яростной схваткой с гигантом-телохранителем в узком коридоре. Но и другие эпизоды не сильно хуже, будь то огненная (во всех смыслах) разборка с еще одним «пчеловодом» на заправке или тихое проникновение в то самое поместье. Стэйтем с фирменной ухмылкой ломает вражеские руки, сбрасывает вояк в шахту лифта, а в перерывах дает злодеям уроки добродетели, угрожая сжечь их штаб-квартиру дотла.
Правда, за внушительной харизмой Стэйтема почти не разглядеть других героев — а в фильме, вообще-то, неоднократно мелькают хорошие актеры. Капризного молодого злодея играет Джош Хатчерсон, а его родителей — Джереми Айронс и Минни Драйвер. Впрочем, играть им особо нечего, поскольку все персонажи, кроме Пчеловода, откровенно схематичны. Но крупным недостатком это считать нельзя: перед нами зубодробительный боевик, а не психологическая драма о тяготах жизни киллера.
Так что Дэвид Эйр вновь снял добротный экшен, а Джейсон Стэйтем подтвердил свой титул одной из главных жанровых звезд. «Пчеловод» вряд ли станет экшен-классикой, но это, безусловно, один из самых ярких боевиков последних лет, выдержанный в духе старой школы 1980-х. Меньше слов, больше сломанных костей — рецепт, проверенный временем.