Полиция Нью-Джерси задерживает грузовик, полный собак. За рулем — странного вида молодой человек Даглас (Калеб Лэндри Джонс), допросить которого должна психиатр Эвелин (Джоджо Т. Гиббс). По ходу разговора Даглас раскрывает все больше подробностей своей нелегкой жизни: он вырос в страхе перед жестоким отцом, затем попал в приют, а выйдя из него, долгое время не мог найти работу. Лучшими друзьями мальчика всегда были собаки, неизменно защищавшие его, так что Даглас развил в себе талант дрессировщика и опекуна. Именно эти способности интересуют Эвелин, ведь полиция подозревает, что Даглас использовал свою стаю, чтобы расправиться с бандитами, бесчинствующими в городе.
Хотя новый фильм французского мэтра Люка Бессона и участвовал в основном конкурсе прошлогоднего Венецианского фестиваля, критики в массе своей отозвались о нем прохладно, называя нелепым и пеняя на общую клишированность сюжета. Такие претензии отчасти можно понять, но почти все они бьют мимо цели. «Догмен» — не столько душещипательная драма о благородном изгое, сколько исследование того, как животные способствуют становлению (и сохранению) человечности. При этом в сюжете неплохо обыгрывается концепт дрессированных собак-грабителей, а под конец Бессон и вовсе выдает стильный экшен.
Экзотичное сочетание драмы и боевика работает прежде всего за счет внятного сценария и актерского мастерства Калеба Лэндри Джонса. Бессон, сам написавший сценарий, внес в типичную историю семейного абьюза достаточное количество деталей, чтобы «дарвинистская» логика Дагласа выглядела пусть не безошибочной, но мало-мальски понятной. Детство в собачьей клетке, болезненная религиозность семьи, нарастающее отчуждение от людей — Бессон действительно использует немало клише, но лишь в качестве обрамления психологического портрета. Джонс, в свою очередь, отлично изображает процесс взросления человека, который всегда ощущает себя чужим в обществе, даже если окружен добросердечными людьми. Даглас, несмотря на свою подспудную жестокость и сомнительные методы борьбы за справедливость, всегда остается самым симпатичным персонажем в фильме. Он цитирует Шекспира, блестяще выступает в кабаре и трогательно заботится о четвероногих питомцах, которых ценит за верность и способность к безусловной любви.
Хоть сюжет и сконцентрирован на взрослении Дагласа, но постоянно обыгрывает его привязанность к собакам. Их здесь очень много, от забавных корги до суровых доберманов; они всегда окружают главного героя, и все лучшие сцены фильма связаны с собаками. Они подают нужные приправы во время готовки, следят за домом, помогают пережить минуты печали. А еще собаки здесь воруют драгоценности у богачей, рвут промежность бандитам и вытаскивают своего хозяина из тюрьмы. Бессон легко мог бы оформить «Догмена» как лихой «собачий» боевик, благо потенциала хватает. Но экшен-компонент все-таки остается на втором плане, и боевая сцена в «Догмене» всего одна. Зато выполнена она со знанием дела. В стильной черно-синей темноте верные псы Дагласа преследуют головорезов, загоняют их в ловушки, загрызают насмерть и ведут прямиком под пули.
В фильме вообще хорошо ощущается характерный бессоновский стиль, сочетающий брутальность и сентиметальность. Капканы на бандитов и пытки ребенка здесь перемежаются томными песнями в кабаре, а отстрел криминала — с неловкими признаниями в любви. А простой, но эффектный религиозный символизм (лучше всего работающий в финальной сцене) неплохо подчеркивает центральную мысль: человек, способный разглядеть любовь в животных, найдет ее и в людях.
Так что если не ждать от фильма зубодробительного экшена или безмерных психологических глубин, то «Догмен» в фильмографии Бессона явно займет не последнее место. Перед нами любопытный пример драмы взросления, в которую умело вплетены элементы боевика и религиозной притчи — это один из самых ярких фильмов на «собачью» тему как минимум за последние годы.