После смены грустный рабочий-алкоголик Холаппа (Юсси Ватанен) отправляется с другом в караоке-бар. Там он знакомится со скромной работницей супермаркета Ансой (Альма Пёвсти), и между ними неожиданно возникает притяжение. Но они расстаются, даже не назвав друг другу свои имена. Судьба вновь сводит их на улицах Хельсинки. Но вновь и вновь какие-то мелкие случайности разделяют влюбленных.
Классик финского кино Аки Каурисмяки не снимал шесть лет. Последний фильм, «По ту сторону надежды», получивший «Серебряного медведя» на Берлинском кинофестивале, режиссер объявил заключительным в своей карьере. Однако в прошлом году в Каннах Каурисмяки представил новую ленту «Опавшие листья» и вновь отправился домой с наградой — Призом жюри. Это камерная трагикомедия, в которой с первых минут узнается неповторимый стиль режиссера. Маленький безупречный фильм о любви.
Действие «Опавших листьев» разворачивается в привычной вселенной Каурисмяки — рабочих районах Хельсинки, где время, кажется, остановилось. Одинокие неудачники и пьяницы шатаются по барам в поисках любви. Герои лаконичны, как и стиль режиссера, и едва выражают собственные чувства. Ансе не везет с работодателями: один заметил, что она забирает домой просроченные йогурты с полок супермаркета, другой через неделю ее службы попал в полицейский участок. У Холаппы проблема еще серьезней — он не расстается с бутылкой и закладывает за воротник прямо у рабочего станка. За это его гонят с каждой работы, но зато любят владельцы местных баров. Дома у работяги нет, ночует он на автобусных остановках или уличных лавках. Ни Ансе, ни Холаппа не ропщут на свою жизнь, они, как маятники, качаются из стороны в сторону, пока, наконец, не качнутся друг к другу.
«Опавшие листья» полны отсылок к другим фильмам, в частности, к Джиму Джармушу — его «Мертвые не умирают» идут в местном кинотеатре, где проходит первое свидание Ансе и Холаппы. Всюду висят постеры европейской классики, милой бездомной собаке дают кличку Чаплин, да и весь антураж и атмосфера фильма просто дышат предыдущими лентами Каурисмяки. История кино окружает и на самом деле создает этот маленький уютный мирок, полный нелепых героев, абсурдных стечений обстоятельств и черного юмора.
Рефреном проходит передача новостей по радио — мрачные вести о гибели невинных людей во время войны. Кажется, будто они проходят фоном и никак не воздействуют на жизни героев и их личную историю. Однако именно через этот напряженный металлический голос, напоминающий о кошмаре действительности, Каурисмяки и доносит до зрителя главную мысль фильма: человеку нужен человек.
Внешний мир враждебен и полон злых людей, как охранник в супермаркете с насупленной мордой, доносящий на сотрудников. В любой момент можно потерять все — работу, жилье и даже номер телефона девушки, в которую влюблен. Единственный смысл посреди несправедливости и хаоса бытия — найти друг друга, взяться за руки и просто сходить в кино.