НЕОБХОДИМА АВТОРИЗАЦИЯ
  • Рецензии
  • Контакты: Адрес: Info@kinomania.ru,

    Рецензия на фильм «Опавшие листья»

    ,

    В сети появилась трагикомедия Аки Каурисмяки, которую Международная федерация кинопрессы (FIPRESCI) назвала лучшей картиной 2023 года. Впечатлениями от фильма делится Кирилл Горячок.

    После смены грустный рабочий-алкоголик Холаппа (Юсси Ватанен) отправляется с другом в караоке-бар. Там он знакомится со скромной работницей супермаркета Ансой (Альма Пёвсти), и между ними неожиданно возникает притяжение. Но они расстаются, даже не назвав друг другу свои имена. Судьба вновь сводит их на улицах Хельсинки. Но вновь и вновь какие-то мелкие случайности разделяют влюбленных.

    Классик финского кино Аки Каурисмяки не снимал шесть лет. Последний фильм, «По ту сторону надежды», получивший «Серебряного медведя» на Берлинском кинофестивале, режиссер объявил заключительным в своей карьере. Однако в прошлом году в Каннах Каурисмяки представил новую ленту «Опавшие листья» и вновь отправился домой с наградой — Призом жюри. Это камерная трагикомедия, в которой с первых минут узнается неповторимый стиль режиссера. Маленький безупречный фильм о любви.

    Кадр из фильма "Опавшие листья"

    Действие «Опавших листьев» разворачивается в привычной вселенной Каурисмяки — рабочих районах Хельсинки, где время, кажется, остановилось. Одинокие неудачники и пьяницы шатаются по барам в поисках любви. Герои лаконичны, как и стиль режиссера, и едва выражают собственные чувства. Ансе не везет с работодателями: один заметил, что она забирает домой просроченные йогурты с полок супермаркета, другой через неделю ее службы попал в полицейский участок. У Холаппы проблема еще серьезней — он не расстается с бутылкой и закладывает за воротник прямо у рабочего станка. За это его гонят с каждой работы, но зато любят владельцы местных баров. Дома у работяги нет, ночует он на автобусных остановках или уличных лавках. Ни Ансе, ни Холаппа не ропщут на свою жизнь, они, как маятники, качаются из стороны в сторону, пока, наконец, не качнутся друг к другу.

    «Опавшие листья» полны отсылок к другим фильмам, в частности, к Джиму Джармушу — его «Мертвые не умирают» идут в местном кинотеатре, где проходит первое свидание Ансе и Холаппы. Всюду висят постеры европейской классики, милой бездомной собаке дают кличку Чаплин, да и весь антураж и атмосфера фильма просто дышат предыдущими лентами Каурисмяки. История кино окружает и на самом деле создает этот маленький уютный мирок, полный нелепых героев, абсурдных стечений обстоятельств и черного юмора.

    Кадр из фильма "Опавшие листья"

    Рефреном проходит передача новостей по радио — мрачные вести о гибели невинных людей во время войны. Кажется, будто они проходят фоном и никак не воздействуют на жизни героев и их личную историю. Однако именно через этот напряженный металлический голос, напоминающий о кошмаре действительности, Каурисмяки и доносит до зрителя главную мысль фильма: человеку нужен человек.

    Внешний мир враждебен и полон злых людей, как охранник в супермаркете с насупленной мордой, доносящий на сотрудников. В любой момент можно потерять все — работу, жилье и даже номер телефона девушки, в которую влюблен. Единственный смысл посреди несправедливости и хаоса бытия — найти друг друга, взяться за руки и просто сходить в кино.

    ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ

    В российском кинопрокате с 18 января снова показывают «Принцессу Мононоке», а Кирилл Горячок тем временем призывает посмотреть и новую работу великого Хаяо Миядзаки, которая скоро появится на платформе КиноПоиск HD.

    На днях драма Жюстин Трие, победившая в Каннах и признанная Европейской киноакадемией фильмом года, добавила в свою копилку «Золотой глобус». О самой титулованной (на сегодняшний день) картине 2023-го рассказывает Кирилл Горячок.

    На платформе Netflix вышел фильм-претендент от Испании на оскаровскую номинацию «Лучший международный фильм». Впечатлениями от новой работы режиссера «Невозможного» и «Голоса монстра» делится Максим Бугулов.

    другие Рецензии

    В сети — очередная часть культовой комедийной франшизы 1980-х. Максим Бугулов выяснил, дотянулся ли «Леденящий ужас» до планки «Наследников».

    В прокат выходит новая работа режиссера фестивального хита «Сядь за руль моей машины». Впечатлениями от драмы Рюсукэ Хамагути, получившей в Венеции Особый приз жюри и премию ФИПРЕССИ, делится Кирилл Горячок.

    На платформе Netflix вышла вторая часть сай-фая Зака Снайдера «Мятежная луна». Максим Бугулов выяснил, удалось ли режиссеру с помощью сиквела спасти дилогию.

    КОММЕНТАРИИ

    ОТПРАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
    • I
    • B
    • Цитата
    • Спойлер
    Kinomania.ru
    Контакты: Телефон:+79167283638, Адрес: Info@kinomania.ru, Главный редактор: Горячок К.Л.