Брайан Годлок (Юэль Киннаман) — любящий муж и счастливый отец, жизнь которого рушится после того как его сын гибнет во время уличной перестрелки. Брайан, тоже попавший под обстрел, чудом выживает, но из-за ранения в горло становится немым. Выйдя из больницы, безутешный отец решает во что бы то ни стало найти и покарать бандитов, убивших его ребенка, после чего начинает методично готовить масштабный план мести.
В начале 1990-х Джон Ву прибыл из Гонконга в Голливуд, где снял немало стильных боевиков, от малобюджетной «Трудной мишени» до помпезного экшен-спектакля «Без лица». «Немая ярость» — первый американский проект Ву за двадцать лет, построенный на банальной, но блестяще реализованной идее: практически никто из персонажей не произносит ни слова. В фильме можно услышать лишь обрывки фраз на заднем фоне и голоса по радио, а важная для сюжета информация подается через сообщения в мессенджерах или в записках.
При этом в сценарии есть неплохо прописанная драматическая линия — за нее отвечает главным образом Юэль Киннаман, которому досталась сложная задача передать чувства убитого горем отца без каких-либо слов. Но благодаря выверенному монтажу и таланту Киннамана поставленная задача решается сравнительно легко.
Первая половина фильма посвящена тому, как Брайан восстанавливает силы после трагедии и шаг за шагом планирует возмездие. Несмотря на то, что боевых сцен поначалу немного, динамика поддерживается на высоте, поскольку главный герой постоянно чем-то занят — от изматывающих упражнений с ножом и пистолетом до выслеживания бандитских сходок. В этом смысле отсутствие диалогов действительно идет «Немой ярости» на пользу: после короткого пролога и минимальной экспозиции Ву целиком сосредотачивается на действии.
А после того как Брайан приступает к решающему сражению, начинается эффектный и продолжительный аттракцион в духе классики видеосалонов 1990-х. В городе, заполненном бесчинствующими бандами, немой мститель лихачит на бронированном автомобиле, расстреливает наркодельцов и спасает полицейских в череде смачных экшен-сцен. Сняты перестрелки и погони в духе старой школы, с кровавыми брызгами, горами трупов и с физическими (по большей части) спецэффектами. Чего стоит одна только гонка по улицам, когда автомобиль Брайана сдавливают спереди и сзади две других машины!
Но самое захватывающее и кровавое зрелище Ву оставил, конечно, для финала. Заключительный подъем Брайана по гигантской лестнице, заполненной все новыми и новыми врагами, снят одним длинным кадром, за которым следишь, затаив дыхание. Грохочет дробовик, стрекочут автоматные очереди, а окровавленный, но полный решимости герой неуклонно взбирается на самый верх, чтобы сойтись с главным злодеем в рукопашной. Ву при этом не забывает о минимальной реалистичности: Брайана регулярно обстреливают, однако ловкость и бронежилет не раз его спасают. Равно как и умение обращаться с холодным и огнестрельным оружием — здесь это не просто жанровое клише, а результат долгих тренировок, которые нам неоднократно показывают.
Конечно, о каком бы то ни было глубоком психологизме в «Немой ярости» речи не идет. Семейные отношения Брайана показаны пунктиром, а детективная линия подана столь же схематично. Город, в котором живет главный герой, кажется населенным исключительно полицейскими и отморозками всех мастей. Впрочем, этот легкий налет эксплотейшна лишь придает яркости всей истории, напоминая о бесхитростных боевиках 1980-х и 1990-х, в которых сюжет был не более чем предлогом для разнообразных драк, взрывов и перестрелок.
Так что Джон Ву подтвердил свое звание мастера экшена, сняв динамичный и кровавый фильм о мести. Да, ничего нового в «Немой ярости» нет, но все привычные шаблоны использованы с восхитительным чувством стиля, благодаря которому фильм смотрится с неослабевающим напряжением.