Братья Педро (Эсекьель Родригес) и Хими (Демиан Саломон) обнаруживают, что в семье их соседки Марии Элены (Исабель Кинтерос) случилась беда. Уриэль, один из сыновей Марии, одержим злым духом, превращающим человеческое тело в заживо гниющую плоть. Полиция умывает руки, так что братья обращаются за помощью к землевладельцу Руису (Луис Цимбровски). Он собирается вывезти Уриэля как можно дальше от их деревни, однако по дороге тот сбегает из грузовика. Решив, что разлагающийся на ходу Уриэль долго не протянет, мужчины возвращаются домой, но вскоре понимают, что зло распространяется по округе, превращая все больше людей в ходячие гнойники.
В конце 2010-х Демиан Рунья снял «Оцепеневших от страха» — один из самых ярких аргентинских хорроров. «Одержимые злом» стали для режиссера следующим важным шагом в карьере — премьера состоялась на фестивале в Торонто, и критики встретили фильм с восторгом. И теплый прием вполне оправдан: Рунья вновь снял мрачный, атмосферный хоррор, насыщенный саспенсом. На этот раз в центре внимания — не зыбкая граница между мирами живых и мертвых, как в «Оцепеневших от страха», а идея заразной одержимости.
Если в классических фильмах об экзорцизме — вроде «Изгоняющего дьявола» или «Заклятия» — одержимость показана как форма духовного испытания для отдельно взятого человека, а избавление возможно лишь с помощью веры и божественного вмешательства, то у Руньи одержимость приобретает черты вируса, заражающего всех на определенной территории. При этом религиозный компонент в фильме минимален: хотя источник зла здесь явно сверхъестественный, герои сражаются с ним без помощи молитв или распятий, чаще опираясь на старое доброе ультранасилие. В этом смысле «Одержимые злом» по концепции напоминают «Князя тьмы», где вековечное зло тоже захватывало человеческие тела, превращая людей в подобие зомби.
Но оригинальная концепция одержимости — далеко не единственное достоинство фильма. С первых же сцен «Одержимые злом» пропитаны настроением нарастающего беспокойства, которое создается за счет выверенной эскалации напряжения, смачных спецэффектов и динамичного сценария. Логика распространения одержимости и правила выживания долгое время остаются неясны, что позволяет Рунье показать немало жутких сцен. Уриэль, покрытый сочащимися кровью язвами и раздувшийся, подобно утопленнику. Взбесившаяся собака, уносящая в зубах маленького ребенка. Женщина, разбивающая себе голову топором. Все эти (и многие другие) эпизоды показаны с мастерством, напоминающим о лучших днях «нового французского экстрима», без стыдливых отворотов камеры в сторону. Насилие здесь обильное, красивое и разнообразное, однако фильм богат не только шок-контентом. Саспенса тоже предостаточно, поскольку сценарий постоянно ставит героев в цейтнот, заставляя Педро и Хими разрываться между желанием защитить близких и предотвратить надвигающийся апокалипсис.
Пожалуй, единственное, что можно считать заметным недостатком «Одержимых злом» — не вполне внятное объяснение происходящего. С другой стороны, сама идея демонической чумы как иррационального зла вполне созвучна общему настроению фильма. Отдельно стоит сказать, что, хоть фильм и снят в Аргентине, никакого заметного акцента на местном колорите здесь не прослеживается. По части актерских работ все неплохо, пусть каких-то выдающихся достижений никто из каста не показывает. Схематичность персонажей легко объясняется тем, что сюжет сконцентрирован на потоке событий, а вовсе не на духовной борьбе людей, столкнувшихся с древним злом. Даже безысходный финал выглядит скорее данью жанровым традициям, чем смертным приговором человечеству.
Одним словом, перед нами не лишенный изящества мистический хоррор, который не открывает новых границ, но умело работает с привычным материалом. Тем, кто любит нервные и кровавые фильмы об одержимости, болезнях и злых детях (которые тут тоже есть), определенно стоит обратить внимание на «Одержимых злом».