НЕОБХОДИМА АВТОРИЗАЦИЯ
  • Рецензии
  • Контакты: Адрес: Info@kinomania.ru,

    Рецензия на фильм «Тар»

    ,

    В преддверии церемонии вручения «Оскара» Кирилл Горячок делится впечатлениями о драме Тодда Филда, получившей 6 номинаций на премию Академии.

    Всемирно известный дирижер Лидия Тар (Кейт Бланшетт), ученица Леонарда Бернстайна, пример для подражания для многих. Она добилась успеха непосильным трудом, и теперь она — первая женщина-дирижер лучшего немецкого оркестра. Но за кулисами гениальная Тар скрывает темные секреты. Однажды на передовицах газет ее обвиняют в харассменте и абьюзе, и теперь жизнь и карьера Лидии рушатся на глазах.

    «Тар» — третий фильм порядком подзабытого американского инди-режиссера Тодда Филда. После заметных картин о запретной любви «В спальне» (2001) и «Как малые дети» (2006) Филд залег на дно на много лет. Для неожиданного камбэка режиссер отыскал сложную, но крайне актуальную тему. Пожалуй, из всей плеяды фильмов о феномене #MeToo и культуре отмены «Тар» можно назвать наиболее сложным и многомерным произведением.

    Давний вопрос о границах между гением и злодейством сегодня особенно актуален. Где проходит грань между личностью художника и его произведением, имеем ли мы право проводить эту границу? Как относиться к гениям прошлого, чей моральный облик, по нынешним меркам, не выдерживает никакой критики? История Лидии Тар провоцирует эти и другие вопросы. Она творец, гениальный дирижер, чьи интерпретации Баха и Малера сводят с ума всех любителей академической музыки. Но, чуткая к нотам великих произведений, она, кажется, вовсе утратила эмпатию к живым людям. Тар эксплуатирует, откровенно абьюзит и психологически манипулирует своими музыкантами, учениками и близкими.

    Кадр из фильма

    «Оркестр — это не демократия», — утверждает Тар. Она живет по старым правилам, ценит жесткость и дисциплину, презирает новое поколение за «узость», поклонение трендам и политический активизм. Чудо искусства в ее понимании рождается в страданиях, и ее внутренняя боль, демоны, которые не дают спать по ночам, придают ей творческой энергии. Вот только частью этой красоты и музыкальной гармонии становятся поломанные судьбы ее близких.

    Филд, кажется, впервые с такой точностью показывает нюансы культуры отмены глазами отмененного. При этом Тар нельзя назвать сущим злом, как, скажем, Харви Вайнштейна. Социопатия, брезгливость и нескончаемый невроз душат ее саму. Жизнь Тар похожа на готический хоррор: она вечно ощущает чье-то призрачное присутствие, постоянно оглядывается, вскакивает по ночам. Тревожность и подозрительность превращают ее жизнь в ад. Поиск новой жертвы, происходящий всегда по одному психологическому паттерну, позволяет ей самоутвердиться, проявить свою власть и контроль. Но вскоре она теряет всё и уже на своей шкуре узнает, что такое быть объектом психологического насилия и травли.

    Одно из преимуществ картины — ее финал, лишенный пафоса и дидактизма. Филд рисует закат карьеры Лидии Тар с определенной долей иронии, в чем-то даже злой и саркастичной. Конечно, она — антигерой, и ее холодная отстраненность вкупе с высокомерием совсем не располагают к зрительскому сочувствию. Однако Кейт Бланшетт придает героине многообразие характера, показывает сложный рисунок амбивалентного человека: гениального в своем деле, но безобразно жестокого в обыкновенной жизни. Это одна из самых психологических сложных и интересных ролей в ее карьере.

    Кадр из фильма

    Столь же непростым, как и его героиня, можно назвать и сам фильм. Филд мастерски, как дирижер, руководит вниманием зрителя. Погружение во внутренний мир гениальной и деспотичной женщины захватывает и одновременно пугает. Через разрушенную жизнь своей героини «Тар» исследует механизмы мира высокого искусства, построенного на идеях подчинения и иерархии. Не сама ли культура больших авторов и гениальных мастеров в конце концов доводит героиню до края, подталкивает ее манипулировать людьми, как на сцене?

    С другой стороны, «Тар» показывает, сколь тонка грань между абьюзером и жертвой, между психологическим подчинением и «народным судом». Пожалуй, в этом и кроется режиссерская сила Филда — он не встает ни на одну из сторон, но кропотливо и отстраненно анализирует психологию эпохи отмены.

    ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ

    На днях новая картина Мартина МакДоны получила «Золотой глобус» в номинации «Лучший фильм (комедия или мюзикл)». Новую (скорее грустную, чем смешную) работу режиссера «Трех билбордов на границе Эббинга, Миссури» посмотрел Кирилл Горячок.

    Полуавтобиографическая картина Стивена Спилберга только что получила «Золотой глобус» в номинации «Лучшая драма». Самую личную работу голливудского живого классика посмотрел Кирилл Горячок.

    В прокате идет новый фильм Рубена Эстлунда, победивший в этом году в Каннах. Впечатлениями от картины делится Кирилл Горячок.

    другие Рецензии

    В сети — очередная часть культовой комедийной франшизы 1980-х. Максим Бугулов выяснил, дотянулся ли «Леденящий ужас» до планки «Наследников».

    В прокат выходит новая работа режиссера фестивального хита «Сядь за руль моей машины». Впечатлениями от драмы Рюсукэ Хамагути, получившей в Венеции Особый приз жюри и премию ФИПРЕССИ, делится Кирилл Горячок.

    На платформе Netflix вышла вторая часть сай-фая Зака Снайдера «Мятежная луна». Максим Бугулов выяснил, удалось ли режиссеру с помощью сиквела спасти дилогию.

    КОММЕНТАРИИ

    ОТПРАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
    • I
    • B
    • Цитата
    • Спойлер
    Kinomania.ru
    Контакты: Телефон:+79167283638, Адрес: Info@kinomania.ru, Главный редактор: Горячок К.Л.