НЕОБХОДИМА АВТОРИЗАЦИЯ
  • Рецензии
  • Контакты: Адрес: Info@kinomania.ru,

    Рецензия на фильм «Спенсер»

    ,

    В онлайн-кинотеатре KION появился байопик принцессы Дианы, снятый Пабло Ларраином. Об одной из самых ярких и противоречивых картин 2021 года рассказывает Кирилл Горячок.

    На рождественские каникулы в Сандрингемском дворце собирается королевская семья. Целый отряд поваров готовит превосходный ужин, слуги накрывают столы и создают праздничное настроение для господ. Все уже в сборе, только принцессы Дианы (Кристен Стюарт) все нет и нет. Диана страшно не хочет садиться за стол с королевской семьей, видеть Чарльза (Джек Фартинг), который изменяет ей, ловить презрительные взгляды королевы, исполнять древние традиции и ритуалы. Принцесса чувствует себя чужой на этом празднике и, прибыв во дворец, решает раз и навсегда порвать с Чарльзом и уехать куда глаза глядят.

    Чилийский режиссер Пабло Ларраин в 2016 году поставил картину «Джеки» — психологический портрет Жаклин Кеннеди (ее замечательно сыграла Натали Портман), шокированной убийством ее мужа, президента Джона Кеннеди. Байопик «Спенсер», посвященный другой женщине, оказавшейся в чуждом для себя мире политических игр, формально построен по тому же принципу, что и «Джеки». Принцесса Диана в глазах Ларраина предстает хрупкой девушкой с психическим расстройством, жаждущей вырваться на свободу из душных дворцовых интерьеров, ставших для нее тюрьмой.

    В отличие от сериала «Корона», «Спенсер» не стремится поведать подлинную историю жизни королевы и самой принцессы Дианы. Картину предваряет титр: «Сказка, основанная на реальных событиях». Ларраину интересна не история Англии и не судьба леди Дианы во всех подробностях. Фильм концентрируется на одном моменте — празднике Рождества, времени чудес и исполнения желаний, которое становится для главной героини болезненным опытом унижения и внутренней боли.

    Кадр из фильма "Спенсер"

    Диана предстает здесь совсем не той глянцевой иконой, которую мы привыкли видеть на обложках журналов. В «Спенсер» нет и следа от ее благородного образа, который так вдохновлял и очаровывал миллионы людей. Ларраин показывает изнанку этой славы, душевные муки, через которые леди Ди приходилось проходить ежедневно. Диана страдает от булимии и постепенно утрачивает связь с реальностью. Она предстает «ненадежным рассказчиком», и зритель вместе с ней пытается угадать, что происходит на самом деле, а что является лишь плодом больного воображения героини.

    Центральным образом в «Спенсер» является историческая фигура Анны Болейн, с которой Диана отождествляет себя. Принцессе кажется, что, если она останется в королевской семье, ее ждет та же печальная судьба — казнь. Чувствуя свою связь с Болейн, Диана осознает, что за всем аристократическим лоском, в самой основе традиций этой семьи лежат насилие и жестокость. Необходимо ежедневно заставлять себя быть кем-то другим, а если ты не вписываешься, то тебя ждут остракизм и смерть. «Спенсер» изображает королевскую семью циничной и холодной, в отличие от той же «Короны», где королева и ее окружение все-таки представляют собой некий моральный стержень нации. Ларраин же обвиняет британскую элиту в психологическом насилии над Дианой, показывает, ее архаичной и вообще немыслимой в современном мире.

    Кристен Стюарт — неожиданный выбор на роль леди Дианы. Поначалу ее истеричная игра отталкивает, кажется фальшивой и натянутой. Однако постепенно к психозам и истерикам героини привыкаешь. «Спенсер» нарочно создает неуютную и давящую атмосферу старого замка, порой напоминающую чуть ли не готические романы (во всяком случае призраки здесь правда водятся). И Стюарт на самом деле очень точно попадает в тональность фильма — это не настоящая Диана, но ее страдальческий образ.
    Отдельно следует упомянуть саундтрек Джонни Гринвуда — участника Radiohead и автора музыки к фильмам Пола Томаса Андерсона. В диапазоне от ревущих скрипок, которые будто вот-вот разорвутся на части, до красивейшего джаза и поп-хитов 1990-х, Гринвуд создает музыкальным сопровождением драматургическую основу картины. Местами кажется, что режиссер Ларраин следует за музыкой, а не наоборот. В какой-то момент и героиня бросает все и начинает танцевать в роскошных залах древнего дворца — такова чудесная кульминация ее мучительных переживаний.

    Кадр из фильма "Спенсер"

    «Спенсер» очаровывает разноцветными нарядами Дианы, которые создают контраст между ее красивым внешним обликом и глубокой психологической болью. Режиссер замечательно деконструирует миф о принцессе, обнажает ее подлинную суть, хоть и пренебрегая историческими фактами. Конечно, в «Спенсер» не обошлось без банальностей и пошлых моментов, например, вся линия со служанкой Мэгги (Салли Хокинс) выглядит неуместно и натянуто. Однако фильму удается сделать главное — выйти за пределы формата байопика, сделать Диану уязвимой и тем самым близкой каждому. Ее жизнь — история о преодолении заданных условий: происхождения, семьи, женитьбы, положения в обществе. И секрет великой славы мятежной принцессы, по мнению Ларраина, как раз и заключается в этом несовпадении с официозом королевской элиты: Диана учит смелости быть собой.

    ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ

    Антивестерн «Власть пса» получил «Золотой глобус» как лучшая драма 2021 года и теперь считается главным претендентом на «Оскар». В достоинствах и недостатках новой картины Джейн Кэмпион попытался разобраться Кирилл Горячок.

    Год подходит к концу. Он был явно удачнее 2020-го: киноиндустрия более или менее адаптировалась к пандемии, и это сказалось на результатах, которые оценили авторы «Киномании». Итак, лучшие картины 2021 года — в алфавитном порядке.

    В прокат вышел первый мюзикл в долгой карьере Стивена Спилберга. Насколько успешно мастер освоил новый для себя жанр, выяснял Кирилл Горячок.

    другие Рецензии

    В прокат выходит драма Маттео Гарроне, получившая в Венеции приз за режиссуру и премию Марчелло Мастроянни. О новой работе постановщика «Гоморры» и «Страшных сказок» рассказывает Кирилл Горячок.

    В прокат выходит боевик Уильяма Юбэнка с Расселом Кроу. Максим Бугулов выяснил, насколько успешным оказался визит режиссера сай-фая «Сигнал» и хоррора «Под водой» на территорию экшена.

    В онлайн-кинотеатрах (Okko, KION, Wink) появился байопик «Феррари». О проекте мечты Майкла Манна рассказывает Кирилл Горячок.

    КОММЕНТАРИИ

    ОТПРАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
    • I
    • B
    • Цитата
    • Спойлер
    Kinomania.ru
    Контакты: Телефон:+79167283638, Адрес: Info@kinomania.ru, Главный редактор: Горячок К.Л.