«Генерал» (1926)
Во времена царствования Чарли Чаплина другой гений комедии Бастер Китон оставался слегка в тени. В 1920-е годы вышло огромное количество маленьких шедевров руки Китона, который придумывал и играл самостоятельно самые невероятные сюжеты и гэги. «Генерал» часто называют его magnum opus, и, пожалуй, в нем действительно в полной мере отразился тот необыкновенный талант артиста, благодаря которому его искусство остается непреходящим. Его герой — инженер-машинист поезда «Генерал» — стоически принимает удары судьбы, и все самые безумные и абсурдные приключения, сваливающиеся на его голову, он встречает со своим каменным лицом. В «Генерале», рассказывающем, к слову, довольно масштабную историю похищения поезда во время гражданской войны в США, есть несколько сцен, которые просто невозможно представить как были сняты во времена немого кино. Бастер Китон самоотверженно выполнял безумные трюки, и немудрено, что на съемках он несколько раз получал серьезные травмы. «Генерал» спустя почти сто лет, кажется, только сильнее похорошел, и, если уж говорить о лучших фильмах о поездах, то Китону определенно можно отдать пальму первенства. (Кирилл Горячок)
«Незнакомцы в поезде» (1951)
Для Альфреда Хичкока поезд был излюбленной метафорой закрытого пространства. Пассажиры не могут покинуть место преступления, пока экспресс несется к месту назначения, и, соответственно, эффект паранойи и саспенс усиливаются. Этот прием Хичкок применял неоднократно, в «39 ступенях», «Леди исчезает», «На Север через Северо-запад» и других лентах. В «Незнакомцах в поезде» же в составе не происходит непосредственное преступление, а лишь странная и судьбоносная встреча между двумя героями. За сюжет фильма одновременно отвечали сразу двое классиков американской литературы: в основе его лежит роман Патриции Хайсмит, а для экрана его адаптировал Раймонд Чандлер, автор лучших книжных нуаров. В руках же Хичкока история «Незнакомцев в поезде» приобрела черты уже Достоевского, ведь режиссер добавил сюда любимые темы греха и вины, а персонаж Бруно Энтони (Роберт Уокер) легко мог бы фигурировать в книгах русского классика. (К.Г.)
«Загадочный пассажир» (1959)
Режиссер Ежи Кавалерович — представитель так называемой «польской школы кинематографа». Наряду с Анджеем Вайдой и Анджеем Мунком, в конце 1950-х, они бескомпромиссно и радикально осмысляли социальные перемены и наследие Второй мировой войны. Картина «Загадочный пассажир» (в оригинале просто «Поезд»), хотя и разворачивается вокруг чисто детективного сюжета, в духе того же Хичкока, в основе своей обращается к моральным дилеммам и общественной критике, актуальной в те годы, да и во всякие. В центре сюжета — хирург по имени Ежи, которого в поезде по пути из Варшавы неожиданно обвиняют в убийстве своей жены. Пассажиры резко негативно настроены против «преступника», начинают сплетничать, распространять клевету и, в конце концов, сами уже готовы линчевать Ежи, настолько им противно находиться с ним в одном вагоне. Одну из ролей в «Загадочном пассажире» сыграл культовый Збигнев Цибульский, звезда «Пепла и алмаза» Вайды. Здесь у него роль небольшая, но энергия, с которой он принимает участие в «процессе» над невинным мужчиной, приковывает к себе взгляд. (К.Г.)
«Убийство в Восточном экспрессе» (1974)
В этой экранизации, пожалуй, самого знаменитого детектива Агаты Кристи режиссер Сидни Люмет собрал немыслимый актерский состав. В поезде «Восточный экспресс», несущемся из Стамбула в Великобританию, путешествуют Шон Коннери, Лорен Бэколл, Жаклин Биссет, Джон Гилгуд, Ванесса Редгрейв и Энтони Перкинс. И когда в одном из пассажирских купе находят труп, в дело вступает сыщик Эркюль Пуаро, случайно попавший на борт. Сыграл знаменитого детектива британец Альберт Финни, и его интерпретация образа Пуаро сегодня кажется немного неожиданной и непривычной. Горбатый, весь в морщинах мужчина, хрипло и настырно допрашивающий пассажиров, скорее, сам напоминает убийцу или злодея. Несмотря на шикарный состав артистов, буквально наслаждающихся подаренным им материалом, есть в этой адаптации «Убийства в „Восточном экспрессе“» совершенно нетленная сцена с участием уже немолодой Ингрид Бергман. Шведская актриса в короткой (всего несколько минут) сцене затмевает всех без исключения коллег. За роль горестной эмигрантки Греты Олсон, Бергман получила свой третий «Оскар». В 2017 году Кеннет Брана попытался повторить успех Сидни Люмета, также собрав замечательных артистов на своем поезде, однако приблизиться к оригиналу ему совсем не удалось. (К.Г.)
«Мы, нижеподписавшиеся» (1981)
Экранизация пьесы Александра Гельмана, снятая постановщицей «Семнадцати мгновений весны» Татьяной Лиозновой, вроде бы напрашивается на ярлык «советская производственная драма», что для многих — подобие смертного приговора фильму. Но все далеко не так просто. Во-первых, в жанре производственной драмы как таковом нет ничего плохого (а скучным может оказаться любое кино). Во-вторых, история диспетчера СМУ Лёни Шиндина (блестящая роль Леонида Куравлева), отчаянно пытающегося за несколько часов в поезде убедить приемную комиссию из облисполкома принять только что отстроенный хлебозавод, закрыв глаза на ряд недоработок, был для Лиозновой производственной драмой лишь формально.
На деле «Мы, нижеподписавшиеся» — идеальный пример виртуозного переключения жанровых регистров: комедия положений, семейная мелодрама, производственный триллер, герметичный детектив — все это здесь есть, и под стук колес чередуется непредсказуемо и неожиданно, но всегда точно и остроумно. Ну а мощные актерские работы Юрия Яковлева, Ирины Муравьевой, Клары Лучко, Олега Янковского и уже упомянутого Куравлева — вообще тема для отдельного разговора. (Дмитрий Молчанов)
«Поезд-беглец» (1985)
Неуправляемая сплотка локомотивов с двумя сбежавшими заключенными и помощницей машиниста летит сквозь снег (прямо как в фильме Пон Чжун Хо) — действие истории, которую еще в середине 60-х придумал Акира Куросава («Поезд-беглец» должен был стать его первым американским и цветным фильмом), разворачивается на Аляске зимой.
Еще один иностранец в Голливуде, Андрей Кончаловский, снабдил сюжет великого японца пафосом и надрывом, что картину совершенно не портит, а, напротив, превращает ее в яркую метафору стремления человека к свободе. Тюрьма, из которой бегут герои Джона Войта и Эрика Робертса, выглядит гротескным государством в государстве из какой-нибудь антиутопии, а жанр фильма-катастрофы оказывается идеальным выбором для истории о попытке сохранить человечность в нечеловеческих условиях. Фильм участвовал в основном конкурсе Каннского фестиваля, получил три номинации на «Оскар», а Джон Войт завоевал «Золотой глобус» за лучшую мужскую роль. (Д.М.)
«Неуправляемый» (2010)
Из-за халатности машиниста «сбегает» гигантский километровый состав с токсичным грузом. Крушение поезда и экологическая катастрофа грозят произойти в черте большого города — если, конечно, состав не догонят на своем локомотиве опытный машинист Барнс (Дензел Вашингтон) и его молодой помощник Колсон (Крис Пайн).
В основе последнего фильма Тони Скотта (спустя два года режиссер покончит с собой) — реальная история, произошедшая в 2001 году в Огайо (в картине действие перенесли в Пенсильванию). «Неуправляемый» снят практически в реальном времени (инцидент с настоящим поездом-беглецом длился почти два часа, продолжительность фильма — 98 минут) и представляет собой что-то вроде мастер-класса по постановке фильмов-катастроф. За какие-то полтора часа Скотт, не тратя уйму времени на экспозицию, умудряется парой штрихов сделать всех персонажей живыми и запоминающимися. Старая школа в действии. (Д.М.)
«Поезд в Пусан» (2016)
Идея сконцентрировать зомби-апокалипсис в замкнутом пространстве (например, на борту движущегося по маршруту поезда) лежала на поверхности, но нашла свое воплощение в довольно неожиданном кинематографическом регионе — благодаря «Поезду в Пусан» Южная Корея стала важной территорией на карте хоррора. Картина не привнесла в зомби-фильмографию ничего принципиально нового, зато, как в свое время и «Рассвет мертвецов» Зака Снайдера, вобрала в себя самые эффектные атрибуты жанра: кровавый видеоряд, динамичный экшн (зомби здесь, в отличие от классических фильмов Джорджа А. Ромеро, чрезвычайно подвижны) и мощный социально-политический комментарий.
Кино получило высокие оценки критиков и собрало отличную кассу (около $90 миллионов во всем мире) — для режиссера Ён Сан Хо, до этого занимавшегося анимацией, «Поезд в Пусан» стал настоящим прорывом. Кстати, смотреть картину лучше в связке с полнометражным анимационным приквелом «Станция „Сеул“», вышедшем в том же 2016 году. (Д.М.)