«Большой приз» (1966)
С этого почти трехчасового эпика фактически началась история серьезного кино о разнообразных автогонках. Используя модный в ту эпоху полиэкран, приемы документалистики и драйвовый монтаж (как в знаменитой сцене гонки на колесницах в «Бен-Гуре»), Джон Франкехаймер погружает нас в мир «Формулы-1» (на примере Гран-при Монако — самой популярной гонки серии), демонстрируя его подноготную. История оскандалившегося пилота Пита Эрона, пытающегося вернуться в строй после тяжелой аварии партнера по команде, становится метафорой взлетов и падений в реальной «Формуле-1». Кстати, о реальности: в фильме задействовано 32 профессиональных гонщика, которые в перерывах между съемками устраивали мини-заезды. В них участвовал и Джеймс Гарнер, сыгравший Эрона: актер ни в чем не уступал профессионалам (а порой и оставлял их позади), а в сценах гонок отказался от дублера.
«Победители» (1969)
В проекте, который изначально планировался как скромный телефильм, Пол Ньюман разглядел гораздо более серьезный потенциал: артиста захватила история гонщика, который мечтает победить в самой популярной в США гонке «500 миль Индианаполиса». В итоге фильм получил солидный бюджет и перешел в категорию «А», его герой сумел воплотить в жизнь в свою мечту (то ли вопреки, то ли благодаря внезапным сложностям в личной жизни), а сам Ньюман с этих пор всерьез увлекся гонками. (Правда, «Победители» все же остались в большей степени мелодрамой, чем фильмом, сконцентрированным на автогонках.) В 1972 году актер стал профессиональным гонщиком и нередко показывал отличные результаты: например, в 1979-м был вторым в Ле-Мане, а в 1995-м — в 70-летнем возрасте! — участвовал в 24-часовом, как и Ле-Ман, марафоне в Дейтоне.
«Ле-Ман» (1971)
Пожалуй, самый гоночный из всех гоночных фильмов в истории, адресованный хардкорным поклонникам скорости: первые 38 минут режиссер Ли Кацин обходится без диалогов (во всяком случае, без тех диалогов, что можно расслышать сквозь рев моторов), погружая зрителя в атмосферу Ле-Мана, живущего знаменитой (и старейшей в истории) 24-часовой гонкой на выносливость. Впрочем, чего-то в этом роде от исполнителя главной роли и заядлого гонщика Стива МакКуина и ждали его фанаты — жесткого фильма про гонки, без прикрас и лишних сантиментов. Именно таким «Ле-Ман» (по аналогии с «Ford против Ferrari», его можно было бы назвать «Porsche против Ferrari») и получился: с настоящим гонщиком в главной роли и настоящими гоночными «порше» и «феррари» — даже машина с камерами была гоночной, и операторы фильма вошли в Книгу рекордов Гиннеса как самые быстрые в кинематографе. «У нас была звезда, у нас были гонщики, у нас была целая армия техподдержки, у нас было всё. Кроме сценария», — сказал однажды актер Хэл Гамильтон, игравший в «Ле-Мане». И это тот редкий случай, когда импровизация пошла картине на пользу.
«Дни грома» (1990)
Картину Тони Скотта об амбициозном новичке NASCAR (образцовая роль Тома Круза времен карьерного взлета) можно считать визитной карточкой попкорнового мейнстрима рубежа 90-х — яркая картинка, эмтивишный монтаж, бодрый саундтрек, молодые звезды Круз и Николь Кидман в кадре (они, кстати, как раз после «Дней грома» и поженились). А еще это любимый фильм Квентина Тарантино о гонках: «Как по мне, "Дни грома" — то, чем должны были стать "Большой приз" и "Ле-Ман". У фильма большой бюджет, большие звезды, большой режиссер в лице Тони Скотта, но в то же время тут присутствует веселье в духе ранних лент American International Pictures. Думаю, что кино вряд ли бы сработало, если бы вы воспринимали его слишком серьезно». Фильм действительно стал одним из самых популярных хитов конца 80-х, и даже те, кто более или менее равнодушен к NASCAR, наверняка запомнили захватывающую и смешную сцену гонки на инвалидных креслах.
«Рики Бобби: Король дороги» (2006)
Фильмография комедиографа Адама МакКея — что-то вроде галереи иронических портретов Америки: вряд ли кто-то еще из кинематографистов в XXI веке может претендовать на звание самого остроумного американского сатирика. Причем в 2006-м будущий постановщик «Игры на понижение» и «Власти» иронизировал по поводу великой американской мечты еще вполне беззлобно: «Рики Бобби» — потешная ода симпатичному лузерству, и в каких-то дополнительных пояснениях и рекомендациях это кино вряд ли нуждается. Разве что стоит упомянуть, что сценарная заявка фильма состояла всего из одной фразы: «Шесть слов: Уилл Феррелл в роли гонщика NASCAR».
«Спиди-гонщик» (2008)
После «Матрицы» от Вачовски ожидали очередной революции в сайфае, но они предпочли признаться в любви к аниме-сериалу «Спиди-гонщик», сняв его киноверсию. Все, что здесь происходит, к реальным гонкам, конечно же, никакого отношения не имеет, но тот факт, что гоночные эпизоды «Спиди» построены на абсолютно анимационных гэгах, не помешал журналу Time включить картину в список 25 лучших спортивных фильмов всех времен. (Правда, в том же топе фигурирует и «Большой Лебовски», так что будем считать, что составители руководствовались довольно расплывчатыми критериями.) Прежде всего «Спиди-гонщик» — визуальный HD-аттракцион, большей частью снятый на зеленом хромакее, максимально стилизованный под резкую на всех уровнях глубины анимационную картинку и до сих пор не имеющий аналогов. Не потому, что повторить то, что сделали Вачовски, технически невозможно, а потому, что «Спиди-гонщик», при всей своей попкорновости, штучная работа, копировать которую вряд ли имеет смысл.
«Гонка» (2013)
О «Формуле 1» снято немало самых разных фильмов, и почти все они вызывают вопросы по части достоверности происходящего (хотя бы потому, что в них задействованы вымышленные персонажи). В начале 2010-х Рон Ховард решил снять байопик двух реальных героев (и непримиримых соперников) F1 70-х — британца Джеймса Ханта (его сыграл Крис Хемсворт) и великого австрийца Ники Лауды (Даниэль Брюль). «Гонке», конечно, далеко до убедительности лучших документальных фильмов о «Формуле 1» («Дня чемпиона» Романа Полански или «Сенны» мастера биографий Асифа Кападии), но сам Лауда, например, был большим фанатом картины, что само по себе может служить для нее знаком качества. Когда ныне покойный австриец (он ушел из жизни в этом году, 20 мая) увидел «Гонку» в первый раз, он воскликнул: «Черт! Да это же и вправду я!».
Бонус: «Тачки» (2006)
В этом мультфильме гоночные машинки — и есть сами гонщики. Рискованное решение анимировать неодушевленные механизмы, сделав их главными героями истории с многочисленными диалогами, сработало на все сто не только благодаря таланту Джона Лассетера и его коллег по студии Pixar, но и потому, что для американцев автомобиль и вправду нечто большее, чем средство передвижения. А еще «Тачки» — трогательный оммаж великим голливудским актерам-гонщикам Стиву МакКуину и Полу Ньюману: главного героя мультфильма зовут Молния МакКуин, а его наставника, Дока Хадсона, озвучил Ньюман.